Незаменимые есть: бизнесмены — об уходе брендов из ТЦ
Зарубежным компаниям в Петербурге принадлежат активы на $1,7 млрд, почти треть из них приходится на торговые центры, подсчитали в «МТЛ. Управление недвижимостью» (входит в ГК «БестЪ»). Этот сегмент коммерческой недвижимости ожидают серьезные трудности из-за закрытия десятков магазинов иностранных торговых сетей.
Среди основных угроз для бизнеса — снижение уровня вакансии, арендных ставок и заполняемости объектов. Новые зарубежные бренды из других стран на смену ушедшим из России могут появиться только через год-полтора, говорят участники рынка.
Инвесторы из «недружественных стран»
По данным Росстата на начало 2022 года, в России работали 76 350 иностранных компаний из 122 стран. Из них на долю компаний из «недружественных стран» приходилось 67%. По данным ЦБ, объём накопленных прямых иностранных инвестиций в российские активы достигает $ 596 млрд. Доля активов «недружественных стран» здесь выше и доходит до 80%. В Петербурге представлено 2 888 иностранных компаний из 52 стран (данные ФНС и РАФП). Их доля в городской экономике по присутствию — 1,2%. Доля компаний «недружественных стран» в Петербурге выше среднероссийского показателя —82%. Объем накопленных инвестиций — $ 48,3 млрд.
Оценочная стоимость активов иностранных компаний на рынке недвижимости Петербурга составляет $ 1,7 млрд. Они представлены в строительстве жилья (1,5%), в бизнес-центрах (15%), в гостиницах (25%). Самое значительное присутствие доли «иностранцев» в торговых центрах — 28%. Такую статистику представил Николай Антонов, партнер и генеральный директор «МТЛ. Управление недвижимостью» на BestBreakfast «Приключения иностранцев в России».
Череда закрытий
Именно этот сегмент коммерческой недвижимости пострадал от ухода зарубежных торговых сетей сильнее всего. 29 марта, например, о закрытии своих магазинов объявил польский ретейлер и производитель одежды LPP Group (бренды Cropp, House, Mohito, Reserved и Sinsay). В Петербурге, по данным 2ГИС, у LPP было 58 магазинов. С конца февраля о приостановке своей деятельности в России сообщили также Inditex group (41 магазин в Петербурге), H&M Group (27 магазинов), Mango (13 магазинов), Uniqlo (9 магазинов). Также в городе прекратили работу 6 строительных гипермаркетов немецкой сети Obi, два магазина и четыре студии шведской IKEA.
«Раньше это расценивалась как недостаток, что у нас не было крупных зарубежных брендов в качестве якорных арендаторов, но сейчас это стало плюсом — у нас нет ни одного закрытия, мы никого не потеряли. Могу только посочувствовать коллегам, у которых это произошло», — говорит Дмитрий Абрамов, партнер Jensen Group (в портфеле компании в Петербурге ТК «Пассаж» и МФК River House). По его мнению, основные угрозы для коммерческой недвижимости заключаются в снижении уровня вакансии, арендных ставок и заполняемости объектов.
Некоторые игроки рынка не теряют оптимизма. «На сегодняшний день по бюджету мы не увидели никого удара, потому что несмотря на разговоры об уходе зарубежных компаний, они не уходят. Приостановка вызвана либо логистическими вопросами, либо техническими причинами», — уверена Людмила Рева, коммерческий директор SRV Russia (у компании в Петербурге ТЦ «Охта Молл» и «Жемчужная Плаза»).
«Они просто опустили ролеты, внутри все осталось на месте, товары и оборудование не вывозят», — подтверждает «заморозку» работы генеральный директор ТРК «Галерея» Дмитрий Зубков. По его словам, все арендаторы, приостановившие деятельность, продолжают платить за аренду. Договоры с крупными арендаторами в «Галерее» заключены на срок до 5 лет, и они не предусматривают досрочного расторжения, пояснил он.
Большинство зарубежных торговых сетей объявили о приостановке деятельности до конца мая. «Скорее всего, в конце мая будет не открытие дверей магазинов, а новая точка для принятия решения [о дальнейшей работе в России]. Каким оно будет, сейчас не понятно», — говорит Людмила Рева.
Посещаемость будет падать
«Март для торговых центров был очень удачный, люди закупались впрок. Плюс ажиотаж вызвали новости об скором закрытии магазинов, у нас в Uniqlo очереди стояли (ретейлеры говорят, что до 21 марта перед закрытием компания сделала выручку 2-3 месяцев — ред.). В дальнейшем, я думаю, посещаемость будет падать. Это нормально для ситуации, когда 30-40% магазинов в торговых центрах закрыто», — прогнозирует Дмитрий Зубков.
Несмотря на военную спецоперацию РФ на Украине, санкции против России и девальвацию рубля, в ТЦ Петербурга поступают заявки он некоторых новых потенциальных арендаторов. «В основном это российские, китайские, турецкие фэшн-бренды и общепит. На вакантные площади мы их рассматриваем; на помещения, которые заняты брендами, которые приостановили работу, мы никого не рассматриваем», — отметил Дмитрий Зубков.
«Необратимые изменения»
Игорь Мальтинский, директор департамента развития Melon Fashion Group (бренды Zarina, befree, Love republic и Sela), называет «необратимыми» разрушения операционной деятельности зарубежных фешен-сетей, которые произойдут за два-три месяца остановки, и советует ТЦ не рассматривать оптимистичный сценарий быстрого возобновления их работы.
«Когда освобождаются десятки тысяч квадратных метров в торговых центрах, их никто не может заменить. <…> У нас есть товар, мы готовы открывать [новые] магазины, но мы не можем за один день превратиться из компании, которая занимала 2 тыс. кв. м, в компанию, которая арендует 6 тыс. кв. м», — говорит Игорь Мальтинский. Он отмечает, что плечо для любого открытия иностранного бренда занимает год-полтора. «Это налаживание всех операционных вопросов, цепочки поставок. Даже если сейчас кто-то придет и скажет «я готов заменить H&M», то он в лучшем случае откроет несколько первых магазинов к концу года, а экспансию начнет к концу 2024 года. Так устроен бизнес», — подчёркивает он.
«Мы на пороге глобальных изменений. Это не обычный кризис, как в «ковид», когда можно было обойтись минимальными изменениями с переподписанием соглашений об условиях аренды. Это изменение формации, каким оно будет, и к чему приведет, пока сказать невозможно», — резюмирует Людмила Рева.