Петербургский судостроитель получил многомиллиардный «мирный» контракт
Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ), крупнейший в России производитель судов из композитных материалов, в этом году планирует получить заказ на строительство двух крупных пассажирских судов от администрации Красноярского края. Заказчиком выступит «Центр транспортной логистики» (ЦТЛ) Красноярского края.
Как рассказал корреспонденту РБК Петербург генеральный директор СНСЗ Владимир Середохо, речь идет о строительстве трехэтажных судов длиной почти в 100 м проекта 45.90-2, который разработало петербургское конструкторское бюро «Агат». «Подобные крупные пассажирские суда мы не строили уже давно со времен Советского Союза», — сказал глава предприятия. По предварительным данным, стоимость каждого судна — около 2 млрд руб. Суда будут использоваться компанией, учрежденной ЦТЛ — «ПассажирРечТранс». Это предприятие занимается пассажирскими перевозками по реке Енисей.
По итогам 2018 года доля гражданских заказов СНСЗ составила 10%. За счет новых заказов завод планирует довести долю гражданских заказов до 20% от годовой выручки к 2022 году.
«Нарастить долю гражданских заказов можно будет за счет строительства катамаранов. Мы уже делаем катамараны для петербургских и крымских заказчиков. Занимаемся поиском новых клиентов, рассчитываем делать по четыре судна в год. Тогда общий объем заказов на катамараны может составить около 1 млрд руб. в год», — говорит Владимир Середохо. «Мы также получили заказ от «Росатома» на производство комплектующих для ветроэнергетики. Мы делаем элементы для ветростанций из композитных материалов; контракт заключен на три года. Его объем составит около 3-4% от годового оборота предприятия», — добавляет собеседник РБК Петербург.
При этом, по его словам, СНСЗ обеспечен стабильным объемом гособоронзаказа до 2027 года. В частности, компания строит для ВМФ 10 тральщиков (занимаются поиском и уничтожением мин) проекта 12700. Завод уже сдал головное судно и первое серийное судно проекта.
Профессор кафедры экономики и управления предприятием СПб ГЭУ Елена Ткаченко уверена, что строительство новых пассажирских судов будет востребовано в ближайшие годы, поскольку парк пассажирских судов в России требует обновления. «Правда, у владельцев этих судов довольно мало средств на обновление, и, в основном, они могут покупать новые суда за счет помощи государства», — добавляет эксперт.
Напомним, что в конце прошлого года на президиуме Госсовета федеральные чиновники говорили о том, что водный транспорт России находится в плачевном состоянии — к 2035 году придется списать 2,7 тыс. судов. (по данным ОСК, потребность в строительстве новых судов к этому же году составит 1,7 тыс. судов общей стоимостью более 1 трлн руб.). По мнению чиновников, наиболее эффективным инструментом поддержки отрасли является программа субсидирования кредитных ставок и лизинговых платежей при закупке судов. По ней до 2025 года примерное финансирование со стороны государства может составить 368 млрд руб., говорили представители ОСК.
Справка
АО «Средне-Невский судостроительный завод» входит в ОСК. За 2017 год выручка предприятия составила 6,8 млрд руб., убыток — 421 млн руб. В прошлом году выручка, по предварительным данным, достигнет 10 млрд руб.