М.Возиянов (ЮИТ): Покупатель квартир стал более требовательным
Жители Петербурга становятся более требовательны и капризны при покупке жилья. Несмотря на то, что в городе сохраняется спрос на неудобные квартиры в спальных районах , компании, работающие в сегменте комфорт-класса, продолжают запускать новые проекты и говорят, что подобный формат продолжает интересовать рынок.
РБК решило спросить у генерального директора компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаила Возиянова, как меняется в городе рынок долевого массового строительства, корректируются ли требования покупателя к качеству жилья и какие финские технологии и решения появляются на петербургском рынке.
Можно ли сейчас говорить об изменении покупательского поведения на рынке массового жилья, стал ли покупатель более капризен и избирателен?
Покупатель, безусловно, стал требовательнее. За свою двадцатилетнюю историю на рынке долевого жилищного строительства изменился не только уровень насыщенности домов потребительскими опциями, которые в большей степени лежат на поверхности и легче замечаются клиентами, но и базовое качество строительства, технологии. Сейчас покупателю предлагают достаточно широкий спектр продуктов: недорогое, сходное с советским, жилье, более качественные и дорогие квартиры, элитные дома. Шире стал диапазон планировочных решений квартир, больше появилось дополнительных опций, например, мы продвигаем сауны в квартирах, большие финские балконы. Каждый застройщик здесь сам экспериментирует.
Есть ли предпосылки, что в ближайшем будущем покупатель рублем сможет заставить некоторых застройщиков отказаться от монотонной некомфортной застройки? Ведь сейчас спрос на недорогое жилье в приграничных районах города не падает, а застройщики и власти пока не могут и не хотят кардинально менять ситуацию.
Здесь главную роль пока должны играть власти путем адекватного регулирования строительства. Рынку (и застройщику, и покупателю) настолько важна общая стоимость покупки, что она пока еще перевешивает те минусы, которые появляются от некачественной среды.
Сделать качественную малоэтажную среду с большим количеством зелени и низкой плотностью застройки сейчас не позволяет рынок, потребитель не готов покупать такое жилье по предложенной цене, а застройщику не выгодно снижать цены – потому что издержки очень велики.
Тем не менее вы выводите на рынок свой новый проект - жилые кварталы в Пушкине - где как раз малоэтажная застройка, в целом не характерная для YIT в России.
Для таких локаций, как Пушкин, которые понятны большинству горожан, рынок созрел для формата малоэтажного жилья. Хотя строить подобные дома в Ленобласти, в чистом поле не выгодно - гораздо сложнее привлечь покупателей и экономика проекта не будет сходиться.
Жилые дома в Пушкине проектирует российский архитектор, а до этого у вас были финские проектировщики? Почему вы решили отказать от прежней схемы? Российские специалисты дешевле?
Мы достаточно давно используем работу российских архитекторов в кооперации с финскими коллегами. Рынок архитектурных услуг в Петербурге вполне зрелый. И разница в стоимости услуг на этом этапе не самый важный фактор: проектирование занимает около 2,5% от себестоимости строительства. Гораздо важнее качество услуги, профессионализм архитектора, команда, насколько легко проекты проходят согласования с властями.
Сейчас в городе остро стоит проблема развития дорожной инфраструктуры. Юг города - не исключение. Участвуете ли в строительстве дорог вокруг ваших проектов?
Если говорить о развитии новых территорий, о комплексном освоении, то не только внутриквартальные, но и межквартальные дороги теперь делает застройщик. Магистральные дороги - задача государства. Мы иногда сотрудничаем с властями в этом вопросе. Например, чтобы создать транспортную инфраструктуру вокруг нашего нового комплекса «Новоорловский», продажи квартир в котором планируем запустить в следующем году, мы за свой счет спроектировали продолжение Суздальского проспекта.
Какой финский опыт мог бы быть применен в России для развития качественной городской среды?
Российский продукт YIT практически соответствует финскому. Основное отличие пока наблюдается по линии энергоэффективности. В Европе основным драйвером экономии энергии выступает государство. В России постепенно ужесточаются нормативы по энергоэффективности зданий. Но, тем не менее, мы лет на десять отстаем от Европы.
YIT в России пытается делать несколько больше, чем того требуют правила. В домах мы делаем горизонтальную разводку отопления, устанавливаем в подъездах лампы с датчиками движения, сейчас внедряем энергоэффективную поверхность стекла, чтобы оно лучше удерживало тепло, к примеру, это позволяет использовать наши балконы не только в летние месяцы, но в осенне-весенний период как зону отдыха. С балконами в России отдельная история. У нас балконы чаще похожи на «хламовник», сарай, вывернутый наружу. Конечно, когда балкон маленький, вы и не можете его по-другому использовать. Первый шаг - нужно изменить размеры, создать пространство для передвижения. Кроме того, нужно прорабатывать вопрос кладовок. Мы во многих своих проектах предусматриваем такие места внутри квартир, для малогабаритных квартир мы сейчас думаем о таких решениях, как антресоли.
Возвращаясь к энергосберегающим технологиям, в Финляндии, к примеру, уже ставят рекуперацию в жилых домах, когда тепло из вентиляции превращают в отопление. Это достаточно дорогое удовольствие и ощутить реальную экономию клиенты могут только через 15-20 лет. В России такие технологии рынок пока не примет, но к этому все равно придет. Это вопрос 5-7 лет.
Мы не пытаемся в России изобрести велосипед, а стремимся перенести на российскую почву удачный, на наш взгляд, опыт европейских стран со схожими климатическими условиями. Только повторив что-то, можно улучшать.