Новая дорога заехала в братскую могилу в Ленобласти
Земляные работы в поселке Варшко Приозерского района Ленобласти строители новой железнодорожной линии Лосево-Каменногорск ведут в опасной близости от воинского захоронения и жилого дома, территория которого для госнужд не изымалась.
Как видно на фотографиях, сделанных местными жителями, край строительного котлована сейчас находится в полутора – двух метрах от бетонной опалубки в форме красной звезды с двухметровым крестом посередине, обозначающими братскую могилу. При этом строители подрывают основание холма, в котором собственно и захоронены останки красноармейцев, погибших в боях на Карельском перешейке в 1939-1940 и 1941-1944 гг. Захоронение официально зарегистрировано и не знать о нем проектировщики и строители железной дороги не могли.
По словам старосты деревни Варшко Сергея Суковицкого, происшедшее вызвало возмущение местных жителей и местного общества ветеранов Великой отечественной войны, которые направили жалобы во все возможные инстанции.
Как утверждает Суковицкий, у строителей была возможность провести нитку железной дороги в стороне от захоронения, местность это позволяет. И первоначальный проект, по его словам, так и был сделан. Но потом, видимо из соображений удобства строительства, проект изменили (как утверждает староста, без новых публичных слушаний) и нитку перенесли. При этом строители не только вторглись на территорию воинского захоронения, но, согласно заключению эксперта-сотрудника Института истории материальной культуры РАН, кандидата исторических наук Сергея Лисицына, также задели и региональный памятник «Кивиниемский шанец» (уникальные земляные укрепления XVIII века, построенные по указу Петра I), разрушив его фрагмент.
По словам начальника отдела по архитектуре Приозерского района Михаила Киреева, в официальном кадастровом плане соответствующей территории ни захоронение, ни шанец не обозначены. Это очевидный прокол Росреестра. Тем не менее, как говорит Киреев, это не оправдывает проектировщиков и строителей. По существующим правилам проведения изыскательских работ проектировщик был обязан учесть в документах проекта все охраняемые объекты, расположенные на территории строительства и вблизи нее. Однако почему-то не учел, хотя и братскую могилу, и «Кивиниемский шанец» не заметить было невозможно. Вероятно проектировщики на место не выезжали, а проект составляли исключительно по документам, да и то не всем. Так же безответственно повели себя и строители. «Есть люди, которые занимаются разметкой в натуре земельного участка по геодезическим координатам. Есть еще прорабы, начальники участков. Есть в конце концов бульдозерист, который копает котлован. Трудно поверить, что никто из этих людей не заметил братскую могилу и памятник. Налицо коллективная безответственность, недопустимая для такого крупного федерального проекта», - возмущается Михаил Киреев.
Получить оперативный комментарий у заказчика работ – ФГУП «Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта» не удалось - на звонки ФГУП не отвечает.
По словам Сергея Суковицкого, работы ведутся в основном по ночам гастарбайтерами и в одну такую ночь строители выкопали котлован, глубиной в два метра, в полуметре от его собственного жилого дома, расположенного там же, вблизи воинского захоронения. Дом, разумеется, стал «трещать». При этом, как утверждает Суковицкий, никакого договора об изъятии его земельного участка с ним не заключалось, а строители даже не предупредили его о том, что у его дома будут рыть котлован. В то же время, если на месте котлована будет построена железная дорога, то дом старосты окажется в полосе ее отвода, что прямо запрещено законом. Суковицкий подал жалобу в прокуратуру и местный прокурор обещал до конца октября разобраться со всеми претензиями жителей и общественников.