Петербург зачищают от рекламных билбордов
В Петербурге проводится массовый демонтаж крупных билбордов. По словам очевидцев, рабочие снимают большие рекламные конструкции (в том числе установленные над проезжей частью) в разных районах города. В Смольном называют демонтаж «плановым», а эксперты рекламного рынка — неприятным.
Как рассказал РБК Петербург председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Смольного Сергей Серезлеев, администрация города до конца августа завершит демонтаж всех крупногабаритных рекламных конструкций, «которые не соответствуют законодательству и не вошли в адресную схему», принятую по итогам конкурса на установку рекламных конструкций. Демонтаж, в основном, проводится за счет владельцев этих конструкций добровольно, за исключением случаев, когда «они не идут на контакт», говорит Серезлеев. В таком случае средства с собственников взыскиваются через суд.
Зачистка билбордов
Масштабный конкурс на установку рекламных конструкций комитет по печати провел в августе прошлого года. Тогда на торгах было разыграно 10-летнее право аренды 9271 адреса для установки рекламных конструкций. По итогам конкурса рынок поделили между собой несколько компаний: «Russ Outdoor», «Постер», «Реклама Центр», «Gallery», «Руан», «БилбордПост», «Северная Столица», «Рекмастер» и «Вертикаль».
В новую схему не вошло значительное число установленных в Петербурге рекламных конструкций. В предыдущей схеме, которая была утверждена в апреле 2014 году, рекламных конструкций было 9665. Наибольшему сокращению подверглись рекламные конструкции в Центральном районе — их число упало с 1097 до 681 (например, на Невском проспекте из 174 адресов осталось всего 83). С 1317 до 1162 сократилось число конструкций в Московском районе, с 558 до 435 — в Адмиралтейском.
Сразу после конкурса комитет сообщил, что около 1000 конструкций, не попавших в новую схему и не соответствующих требованиям законодательства по формату, будут демонтированы, в том числе крупногабаритные конструкции, нависающие над проезжей частью.
Сжатие «наружки»
По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в Петербурге число «рекламных сторон» (так называют поверхность рекламной конструкции; например, билборд имеет две рекламные стороны — ред.) по итогам первого полугодия 2018 года сократилось на 20% по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года. Это привело к замедлению роста рекламного рынка. Так, по итогам полугодия рынок вырос всего на 2% — до 1,66 млрд руб. (в том же периоде 2017 года — 7%). По итогам 2018 года эксперты АКАР ожидают, что рынок наружной рекламы либо не вырастет совсем, либо вырастет максимум на 5%.
Эксперты говорят, что в основном наружную рекламу используют в Петербурге компании, работающие в сфере строительства, оптово-розничной торговли, сферы развлечений и туризма, а также сотовые операторы. Опрошенные РБК Петербург компании-рекламодатели отметили, что рекламных носителей большого формата действительно стало меньше. Мнения о том, как это изменение сказалось на рынке, разделились.
Другая реклама
Например, директор по развитию компании Л1 Надежда Калашникова сказала в разговоре с РБК Петербург: «Цены на размещение сильно не изменились, только в пределах инфляции…Мы не чувствуем никакого дискомфорта, потому что у нас по-прежнему большой выбор рекламоносителей».
«Цены на наружную рекламу значительно увеличились в октябре 2017 года, когда начался массовый демонтаж рекламных конструкций. Но постепенное увеличение стоимости размещения началось еще два года назад, когда стало известно о намерении сократить количество рекламных носителей в городе, — говорит Ольга Маталыцкая, директор управления рекламы, PR и брендинга Группы ЦДС. — К настоящему моменту стоимость наружной рекламы увеличилась практически на 30% по сравнению с периодом двухлетней давности».
По ее наблюдениям, к лету 2018 года из центра города исчезли практически все крупные форматы наружной рекламы: крупных щитов размером 5*24 м уже практически нет даже на окраинах. «Стоит отметить, что на смену традиционным форматам наружной рекламы приходят новые инструменты, такие как digital-экраны, — продолжила она. — Сейчас наша компания не использует этот формат, но мы следим за его развитием в Петербурге. Возможно, в будущем мы прибегнем к этому инструменту», говорит Маталыцкая.
По ее словам, ЦДС скорректировала стратегию размещения с учетом происходящих на рынке изменений, стала более серьезно подходить к каждому носителю, но полностью не отказалась от наружной рекламы. В то же время рекламодатели увеличили доли использования других каналов — рекламы на телевидении, на радио, в Интернете.