Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Взгляд из-за залива: как Хельсинки застраивает береговую линию

Выездную дискуссию Форума "Будущий Петербург" на тему "Waterfront development: новые подходы, технологии, социально-экономические эффекты" организатор форума РБК провел в Хельсинки.
Фото: City of Helsinki
Фото: City of Helsinki

Выездную дискуссию Форума «Будущий Петербург» на тему «Waterfront development: новые подходы, технологии, социально-экономические эффекты» организатор форума РБК провел в Хельсинки.

Развитие и обновление территорий на побережье, строительство городских кварталов и знаковых архитектурных объектов с видом на воду получило бурное развитие в европейских городах в последние 30-50 лет и сформировало сегодняшний облик многих из них. В том числе, новая градостроительная история Хельсинки берет начало в 1980-х годах, когда были приняты решения о выносе грузовых портов из центра финской столицы и строительстве современных районов на освобожденных территориях. Мэрия города выступила, таким образом, инициатором целой серии дорогостоящих и чрезвычайно сложных, с организационной и технологической точек зрения, проектов. Тому, как хотя бы частично использовать финский опыт в Петербурге, была посвящена организованная «Будущим Петербургом» дискуссия.

«Обилие воды в городе - и в центре, и на окраинах - особенность, которая роднит Петербург и Хельсинки, - отметила руководитель проекта «Будущий Петербург» Елена Кром, открывая встречу. - Но распоряжаемся мы ею по-разному: выдающиеся примеры waterfront development в Петербурге относятся к истории трехсот-двухсотлетней давности, а Хельсинки преобразует побережье сегодня». Главный смысл этих преобразований емко раскрыл вице-мэр Хельсинки Ханну Пентилля: население столичного региона Финляндии увеличивается на 1,5% ежегодно. В частности, студенты, раньше покидавшие финскую столицу после окончания вуза, теперь, как правило, остаются здесь жить. Это следствие усилий, направленных на превращение города в комфортный и современный европейский центр.

С другой стороны, постоянное прибавление молодых жителей стимулирует спрос на жилье. Новые районы на воде включают общественные прогулочные зоны, культурные объекты и деловые центры, но также и жилые дома. Причем, как бы дорого ни стоила недвижимость с видом на море, застройка на принадлежащей городу земле содержит определенную долю квартир по контролируемым мэрией ценам - для небогатых семей. Такая политика позволяет городу одновременно получать коммерческую отдачу от развития своих территорий и решать уставные задачи, то есть повышать качество жизни населения.

Всего в Хельсинки в 2009-2013 годах стартовали 11 крупных проектов развития городской среды. Часть из них должны завершиться уже к 2015-2017 году, а некоторые продлятся до 2030-2040 годов. Умение планировать так надолго и последовательно выполнять задуманное петербургские участники встречи отметили в качестве особого достоинства городской власти Хельсинки, вызывающего некоторую зависть. «Да, в Хельсинки очень сильное и волевое градостроительное ведомство», - согласился вице-президент корпорации ЮИТ Юха Костиайнен.

Практический вывод, который можно сделать для Петербурга, - развитие территорий побережья требует стратегических решений, закрепленных в соответствующих документах. Отсутствие денег в сегодняшнем бюджете вовсе не означает, что эти решения не нужно принимать и фиксировать.

«На вызовы, связанные с обновлением береговой линии Петербурга, сможет ответить даже не новое поколение - петербуржцы, которым сейчас 20 лет, а поколение их детей, - считает заместитель генерального директора НИПИГрад Михаил Петрович. - Но мы сейчас должны осмыслять новую судьбу побережий, формулировать главные задачи, защищать перспективные территории от случайного использования». По словам Петровича, rethinking – переосмысление - более важный термин в этой теме, чем redevelopment. Как он подчеркнул, совокупная длина побережий петербургских водоемов в черте города - 2500 километров, из них 270 километров - береговая линия Финского залива, 130 километров - Невы, остальное приходится на берега небольших рек и озер. Есть о чем подумать, если учесть, что зачастую мы даже не знаем, как сегодня используется этот колоссальный ресурс.

В отношении Финского залива, впрочем, известно, что здесь доминирующая функция - транспортная: в центре города расположены портовые сооружения. Очень важная экономически транспортная функция вступает в прямой конфликт с другими задачами городского развития, вызывая загрязнения воды и почвы, шум и дефицит места. Пока Петербург, в отличие от Хельсинки 1980-х годов, боится признать перенос грузовых портов за городскую черту стратегической задачей, но дискуссия на эту тему уже началась. «А через 10 лет будет дискутироваться вопрос переноса грузовых портов еще дальше - из Бронки и других загородных территорий», - считает Михаил Петрович. Также эксперт процитировал автора книги «Город и порт» Хана Мейера, утверждавшего в 1999 году, что города развивает гражданское общество. «Я еще не знаю, что это значит практически, но уже знаю, что без гражданского общества развивать городские территории невозможно», - сказал представитель НИПИГрад.

Продолжая тему сил - инициаторов развития, журналист Дмитрий Синочкин предположил, что в ближайшие годы в Петербурге масштабной городской программы преобразований waterfront взяться не откуда. Однако возможны локальные улучшения - на тех участках береговой линии, где проявят волю местные сообщества и частные инвесторы. Елена Кром отметила, что среди немногих все-таки реализуемых в Петербурге проектов waterfront development есть один городской - Парк 300-летия Петербурга – и несколько частных: «Лахта-центр», развитие форта Константин, «Новая Голландия». По ее мнению, важная роль города может заключаться в том, чтобы масштабировать начатые инвесторами проектами, «подтягивая» к ним развитие сопредельных территорий и транспортной инфраструктуры.

Директор по строительству "Лахта-центра" Елена Морозова согласилась с тем, что нужно сделать ставку на стратегию «малых шагов». Необходимо определить часть побережья в черте Петербурга, пусть небольшую, на развитии которой городская власть и инвесторы сосредоточатся как на комплексном приоритетном проекте, считает она. «Не суть важно, какая именно это будет территория - например, Выборгская набережная, - отметила эксперт. - Важно создать прецедент принятого волевого решения и его реализации». Как считает главный архитектор института «Ленгипрогор» Игорь Дранкевич, зоной ближайшего развития waterfront в Петербурге может стать Кронштадт - и не только в части фортов.

За три часа дискуссии в Хельсинки участники Форума «Будущий Петербурга» только приступили к обсуждению решений для развития береговой линии Северной столицы и договорились продолжить разговор в Петербурге.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 22 мая
EUR ЦБ: 98,3 (-0,29)
Инвестиции, 16:37
Курс доллара на 22 мая
USD ЦБ: 90,41 (-0,25)
Инвестиции, 16:37
Крупный бизнес признал отсутствие полноценной альтернативы продуктам SAP Технологии и медиа, 20:01
Определились все пары 1/4 финала чемпионата мира по хоккею Спорт, 19:57
Претенденты на запуск Ethereum-ETF исключили из заявок стейкинг Крипто, 19:55
Канада ввела новые санкции против шести российских компаний Политика, 19:47
Советник президента Игорь Левитин возглавит совет директоров FESCO Бизнес, 19:45
Испания решила не возвращать посла в Аргентину из-за слов о жене премьера Политика, 19:36
Газпромбанк принял участие в мероприятии «ЕвроТранс» по высадке деревьев Пресс-релиз, 19:30
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Эксперт оценил перспективы банковского сотрудничества России и КНР Отрасли, 19:20
РФС перенес рассмотрение дела пошутившего про «денежки на карту» игрока Спорт, 19:07
Минобороны предложило изменить границы России в Балтийском море Политика, 19:00
Львовский уклонист прожил больше недели в лесу и напал на полицейского Политика, 18:58
Госдума приняла закон о повышении размера штрафов за некачественные ЖКУ Недвижимость, 18:53
Трехкратный чемпион России из Швеции извинился за выступления за ЦСКА Спорт, 18:49
Курс доллара упал ниже ₽90 впервые с 1 февраля Инвестиции, 18:47