С глаз долой - из сердца вон: бизнес об отставке главы ФТС
С отставкой многолетнего директора Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова уходит в прошлое целая эпоха, отмеченная рядом громких скандалов.
Большинство опрошенных РБК Петербург участников рынка внешнеэкономической деятельности (ВЭД) отказываются комментировать отставку А. Бельянинова и говорить даже о положительных сторонах его деятельности. «С глаз долой, из сердца вон», — в сердцах высказал мнение большинства один из опрошенных бизнесменов.
Кратко проанализировать деятельность А. Бельянинова согласились всего несколько бизнесменов.
Полезные начинания
Сопредседатель Комитета по таможне и транспорту Американской торговой палаты, член правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД» Юрий Ковалев отмечает: «Для меня его правление четко делится на два периода. Первый из них, продолжавшийся лет пять, до 2010 года, отмечен рядом довольно прогрессивных новшеств». В частности, Ю. Ковалев отмечает введение электронного декларирования, которое «худо-бедно работает» и заметно облегчает жизнь участникам ВЭД. В целом, положительно оценивает эксперт введенную ФТС систему управления рисками. По его мнению, она заметно лучше, чем аналогичные системы у Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Ю. Ковалев одобряет и введенный ФТС удаленный сервис по приему платежей через личный кабинет.
Правда, эти прогрессивные начинания, как утверждает эксперт, были сильно испорчены бездарным исполнением. Например, введенная система управления рисками загромождена огромным количеством бессмысленных рисков, утверждает он. Большим дефектом он называет также отсутствие единого лицевого счета для всей ФТС. «К тому же личная роль А. Бельянинова во всех этих новшествах мне не очень понятна, — резюмирует Ю. Ковалев. — Возможно, они появились бы и без него — как требование времени».
Подножка терминальщикам
Инициативы ФТС, начиная с 2010 года, Ю. Ковалев, как, впрочем, и многочисленные комментаторы происходивших тогда скандалов, четко связывает с личностью А. Бельянинова. Первый крупный скандал произошел в Петербурге и был связан с личным распоряжением (а не решением коллеги ФТС, что участники ВЭД считают важным) А. Бельянинова закрыть посты таможенного контроля на крупнейших петербургских транспортно-логистических терминалах (ТЛК) «Осиновая роща», «Пискаревский» и «Северные ворота», построенных в 2007-2008 годах в рамках трехстороннего соглашения компаний, правительства Петербурга и СЗТУ.
Поскольку все эти терминалы были частными, их владельцы понесли огромные убытки. «В каждый из этих суперсовременных ТЛК было инвестировано от 1,5 до 2 млрд руб. И практически все эти деньги мы потеряли, поскольку они были построены именно как таможенные терминалы, в расчете на внешнеторговые грузопотоки одного из крупнейших в России Северо-Западного транспортного узла и для других целей не были приспособлены. Тем более что для других целей такие крупные терминалы были и не нужны», — вспоминает Сергей Скорик, генеральный директор ООО «УК «Транссфера», владеющей ТЛК «Пискаревский».
А. Бельянинов перенес таможенные посты на другие терминалы, объясняя это необходимостью реализовывать «концепцию переноса таможенного оформления и таможенного контроля товаров в места, приближенные к границе РФ».
Эту Концепцию Ю. Ковалев, С. Скорик и другие участники ВЭД называют еще одним крупным «достижением» А. Бельянинова, заметно ухудшившим условия работы участников ВЭД. Недаром, говорят они, концепцию отказалось утверждать правительство РФ (Минэкономразвития выступило резко против) и она осталась внутренним документом ФТС. Решение А. Бельянинова возмутило участников ВЭД еще и потому, что таможенное оформление с закрытых постов было перенесено на терминалы, располагающиеся не ближе, а дальше от государственной границы.
Таможенные посты переносились на терминалы, контролировавшиеся созданным незадолго до этого ФГУП «Ростэк». Они, как утверждали участники ВЭД, на порядок уступали прежним терминалам по классу и мощности — на них не было асфальтированного покрытия, а общее технологическое оснащение было на уровне 1990-х годов.
«Происходит монополизация рынка околотаможенных услуг учрежденным ФТС ФГУП «Ростэк» и его дочерними структурами. Действия, направленные на «совершенствование структуры таможенного оформления» превратились в выдачу преференций дочерним структурам ФГУП «Ростэк» и людям, близким к руководству ФТС», — утверждалось в обращении Северо-Западной ассоциации транспортно-логистических комплексов к руководителям страны и правительству РФ.
«Подарок» грузоперевозчикам
Еще одним «подарком» бизнесу участники ВЭД называют фактический разрыв (тоже, как говорят участник ВЭД, по инициативе А. Бельянинова) подписанного Россией международного соглашения о применении упрощенной процедуры пропуска грузов через границы [TIR-конвенция]. «Такая политика, конечно, осложнила жизнь международных грузоперевозчиков в том плане, что, во-первых, потребовала оформления дополнительных документов для обеспечения таможенных платежей, а во-вторых, привела к увеличению затрат на перевозку грузов», — говорил по этому поводу в интервью РБК Петербург руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по Северо-Западному федеральному округу Александр Дацюк.
В этой истории, как говорят участники ВЭД, тоже не обошлось без лоббирования интересов конкретных коммерческих структур. Вместо гарантийных обязательств в рамках TIR-конвенции (система МДП), ФТС стала требовать от международных перевозчиков поручительства от «проверенных» российских страховщиков. В информационном письме ФТС от 29.07.2013 г было указано: «…Поручительство можно получить у организации, с которой ФТС России заключен договор поручительства по обязательствам нескольких лиц. В настоящее время таких договоров заключено несколько, в том числе договоры поручительства с ООО «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «АРСЕНАЛЪ» и ООО «Адал». Союз транспортников России опубликовал заключение, в котором утверждается: «Деятельность ООО СК «Арсеналъ» … не соответствует действующему законодательству РФ и нормам Таможенного кодекса Таможенного союза… Схема обеспечения уплаты таможенных платежей с участием ООО СК «Арсеналъ» не обеспечивает решение задач, декларируемых ФТС России, и не может служить заменой системе МДП…». Сейчас по делу о контрабанде ФСБ провела обыски в том числе и у главы ООО «Страховая компания Арсеналъ» Сергея Лобанова.
Возможны перемены
Последний по времени скандал был связан с решением А. Бельянинова забрать у всех постов Балтийской таможни полномочия по проведению документального контроля и передать их таможенному посту «Бронка» Балтийской таможни (которым управляет ХК «Форум» арестованного Дмитрия Михальченко) и Усть-Лужскому таможенному посту Кингисеппской таможни. «Мнения участников ВЭД однозначное — мы против, считаем, что это создает дополнительный административный барьер и приведет к увеличению наших издержек и сроков прохождения грузов через порт», — уверенно заявил один из опрошенных РБК Петербург таможенных брокеров. Такую же позицию высказала и Ассоциация морских торговых портов России в своем письме главе ФТС.
Единственным из крупных чиновников, который однозначно высказался против этой инициативы, был полпред президента в СЗФО Владимир Булавин. На просьбу А. Бельянинова поддержать его инициативу полпред отреагировал быстро: «Рассмотрев позицию ФТС в отношении ограничения компетенции Балтийской таможни … сообщаю, что данное предложение не поддерживаю». То обстоятельство, что именно В. Булавин назначен сейчас главой ФТС вместо А. Бельянинова, может свидетельствовать о намерении руководителей страны изменить таможенную политику в РФ.