Лента новостей
Суд снял часть обвинений с бывшего главы штаба Трампа Пола Манафорта 22:59, Политика Минобороны не подтвердило спасение одного из пилотов разбившегося Л-39 22:43, Общество «Локомотив» выиграл у «Ростова» в премьер-лиге 22:34, Спорт США предъявили первые обвинения за вмешательство в выборы 2018 года 22:23, Политика Как «токсичные» отношения в компании снижают ее финансовые показатели 22:20, РБК и Volkswagen Слух на $3 млрд: чем для «Яндекса» обернулись сообщения о продаже акций 22:17, Технологии и медиа Власти объяснили отказ разрешить акцию памяти жертв репрессий на Лубянке 22:04, Общество «Эрик доволен»: Давидыч выйдет на свободу до конца года 21:56, Авто В ЦБ заявили о росте вкладов россиян в отечественные банки в октябре 21:52, Финансы Американский авианосец впервые с 1991 года вошел в воды Арктики 21:30, Политика Путин выразил соболезнования в связи с гибелью людей под поездом в Индии 21:13, Общество Взрыв на пиротехническом заводе в Гатчине обесточил 80 домов 20:56, Общество Надежность или доходность: выбираем что-то одно или есть золотая середина 20:45, РБК и Сбербанк Медведев оценил американский газ для Европы на 40% дороже российского 20:38, Политика Козак обсудил с послом США вывод группы ГАЗ Дерипаски из-под санкций 20:17, Бизнес МВФ и Украина договорились о новой программе помощи на $3,9 млрд 20:12, Финансы Борис Ротенберг подал в суд на скандинавские банки 20:04, Финансы ЦСКА одержал третью выездную победу подряд в чемпионате России 20:02, Спорт Медведев напомнил о жившем десятилетиями под санкциями СССР 20:00, Политика Битва дизайнеров: как по-разному можно оформить одну и ту же квартиру 19:55, РБК и Whirlpool Вице-мэра Сочи арестовали на два месяца по обвинению в коррупции 19:41, Общество В США закрыли банковские счета Crocus Group Араза Агаларова 19:39, Бизнес Число жертв взрыва на заводе в Ленобласти достигло двух человек 19:30, Общество Ассанж подал в суд на правительство Эквадора из-за запрета на общение 19:14, Политика 6 правил путешествия с друзьями 18:55, РБК и Билайн Лукашенко предложил отправлять студентов в армию на каникулах 18:53, Общество Власти Украины заявили о повышении цен на газ для населения на 23,5% 18:53, Экономика Минфин США в очередной раз продлил срок продажи бумаг группы ГАЗ 18:51, Бизнес
Невечный двигатель: кто тащит экономику Ленобласти
Санкт-Петербург и область, 29 янв 2016, 10:16
0
Невечный двигатель: кто тащит экономику Ленобласти
Эксперты объяснили, почему экономика Ленобласти чувствует себя лучше петербургской
Александр Дрозденко, губернатор Ленобласти (Фото: lenobl.ru)

Петростат опубликовал итоги социально-экономического развития Ленобласти в 2015 году. Опрошенные РБК Петербург эксперты обращают внимание на то, что от сильного падения экономику региона удержал рост в нескольких отраслях. Однако прошлогодние успехи не смогут обеспечить долгосрочную устойчивость региона, считают эксперты.

Промышленность упала не сильно

Больше всего экспертов впечатляет гораздо меньшее, чем у других, падение промышленности. «В РФ промышленность за прошлый год упала на 3,4%, падение в СЗФО за 11 месяцев — на 3,7%, а в Петербурге и вовсе на 8%. На этом фоне падение всего на 0,9% за год в Ленобласти выглядит чуть ли не достижением, — говорит директор центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ - Петербург Евгений Бежин. — Тем более для региона с большой долей обрабатывающей промышленности  в ВРП». Которая упала заметно больше (на 1,9%), чем промышленность в целом. Правда, и тут показатели Ленобласти гораздо лучше, чем России в целом (падение на 5,3% за 11 месяцев, по данным Минэкономразвития). Заместитель генерального директора Международного центра развития регионов Олег Столяров считает это следствием западных санкций, которые ограничили доступ российской продукции, особенно машинистроительной, на мировые рынки.

Хотя само падение промышленности не радует, тем более что в 2014 году был рост на 12,3% к 2013 году. Такое отличие от Петербурга (почти в 10 раз) может быть связано с тем, что значительная часть промышленности Ленобласти относится к тем отраслям, которые меньше других пострадали от кризиса. В первую очередь это, пищевка, которую, как и весь АПК, государство поддерживает довольно энергично. Ее удельный вес в области (в структуре отгрузки обрабатывающих производств — около 27%) гораздо больший, чем в Петербурге (13%).

Также Е.Бежин выделяет нефтехимию, традиционно поддерживающую промышленные показатели Ленобласти своей высокой долей в общем объеме (в 2015 году прирост промпроизводства в отрасли составил 6,1%) и химическую промышленность, также продемонстрировавшую невысокий, но рост (3,1%).

Заметно отличаются от Петербурга показатели областного машиностроения. В городе они сильно упали из-за высокой нагрузки на себестоимость и проблем с заменой импортных комплектующих, а в автомобилестроении — из-за резкого падения спроса. В Ленобласти производство машин и оборудования упало за 2015 год на 3,1%, но это падение не столь значительное, как в Петербурге (минус 15%), утверждает Е.Бежин, в том числе за счет серьезной поддержки судостроения. «На фоне общего падения машиностроения в стране, судостроение растет, причем, хорошими темпами, на уровне 15%, — говорит эксперт. — А в областном машиностроении судостроение занимает заметную долю». Сокращение производства на заводе Ford Sollers дало, конечно, свой вклад, но не такой серьезный, как падение автопроизводства в Петербурге. «Областная промышленность оказалась более устойчивой в нынешний кризис, чем городская», — утверждает Е.Бежин.

В качестве негативной тенденции он называет сокращение инвестиций в основной капитал. «Мы прогнозируем сокращение и в 2016 году, что еще больше ухудшит положение обрабатывающей промышленности, — говорит Е.Бежин. — Поддержку промышленности могут оказать отрасли, ориентированные на ОПК». Однако О.Столяров отмечает, что положение оборонки не такое радужное, как можно подумать. «Оборонщики работают в основном по разовым заказам, а постоянные, серийные, многие никак не могут получить, — утверждает он. — К тому же их не отпускают на гражданку. В результате их производство ограничено госпрограммой вооружений и отсутствием возможности работать на внешние рынки, хотя технологические возможности у многих предприятий ОПК для этого имеются. Цены на военную продукцию государство поднимает очень неохотно, несмотря на высокую инфляцию».

Стройка начинает падать

Хотя ввод жилья в Ленобласти растет прежними, самыми высокими в СЗФО, темпами — на 30% в 2015 году (в 2014г — на 31,4%), все эксперты уверены, что это происходит исключительно из-за желания застройщиков быстрее завершить ранее начатые проекты и на волне падающего спроса успеть продать построенные квартиры. Что касается перспективы, то настроения застройщиков убедительно описывают данные по объему строительных работ — они падают. Сокращение в 2015 году составило 9% к 2014 году, когда застройщики еще рассчитывали на покупательную способность граждан и потому, вопреки уже тогда начавшемуся кризису, наращивали объемы строительства (рост за 2014 год составил 13,6% к 2013 году).

«Покупательная способность населения падает, а кредиты, особенно важные на начальных этапах строительства, стали для многих застройщиков недоступными — и по процентным ставкам, и по условиям, которые банки ужесточили. В результате у застройщиков просто нет средств для реализации проектов. К тому же и продавать жилье становится все сложнее», — объясняет падение стройки директор практики управленческого консалтинга компании «БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ» Леонид Ивановский. «Кому интересно сейчас затевать проекты, когда спрос падает, а за ним и цены на жилье, при том, что себестоимость растет?», — добавляет О.Столяров.

Снижение объемов работ означает, что в будущем упадет и ввод жилья. Е.Бежин говорит, что здесь большую роль сыграет политика государства. Если в марте правительство РФ, как это планировалось, прекратит субсидировать ипотеку, то это ускорит негативные тенденции.

Оптовая торговля упала сильнее розничной

То, что индекс потребительских цен вырос вдвое (15,7% против 8% в 2014г), не слишком удивляет. Но, несмотря на это, объем розничной торговли, а он считается в рублях, сократился на 6,8%. «Физические объемы торговли упали настолько сильно — покупать стали гораздо меньше — что даже рост цен не помог торговцам удержать обороты», — разъясняет Л.Ивановский. Впрочем, в Ленобласти объемы торговли упали заметно меньше, чем за 11 месяцев в РФ (на 9,3%), в СЗФО (9,7%) и в Петербурге (11,3%). По мнению экспертов это возможно объясняется еще одной особенностью Ленобласти — в отличие от других регионов и РФ в целом, реальные денежные доходы населения, по данным Петростата, в Ленобласти практически не изменились (выросли на 0,5%).

Еще более удивительно, что при этом оптовая торговля упала почти вдвое больше — на 10,4%. И это при том, что в 2014 году оба объема росли, причем, оптовая (на 15,6%)  — вчетверо быстрее розничной (на 3,6%). Этот парадокс эксперты объясняют по-разному. Е.Бежин полагает, что сильное падение оптовой торговли связано с сокращением импортных поставок, которые играют большую роль в приграничном СЗФО и особенно Ленобласти. «Падение промышленного производства тоже отразилось на оптовой торговле», — полагает он.

О.Столяров приводит другой аргумент: «Ввиду падения потребительского спроса розничные торговцы стремятся снижать цены за счет уменьшения доли оптовиков, которая у нас традиционно очень велика. Розница пытается сокращать оптовые цепочки, сводить число посредников к минимуму».

Транспортный рост объяснить трудно

Довольно неожиданными для экспертов оказались данные Петростата по росту услуг транспорта. В 2015 году их объем увеличился на 28,9% — вдвое больше, чем в 2014 году (13,1%). И это несмотря на серьезное падение автомобильных грузоперевозок, особенно контейнерных, на международных маршрутах, где падение в СЗФО составило около 25%. Сократились и внутренние перевозки, в соответствие с падением объемов торговли. «Сыграл рост экспорта сырья через порт Усть-Луга и увеличение экспорта нефти через порты Ленобласти», — уверен О.Столяров. «Наверняка сработал рост агрегированных (с учетом всех видов транспорта) цен грузоперевозок на 12% к ноябрю 2015 года по сравнению с ноябрем 2014 года», — добавляет Е.Бежин. На рост транспортных тарифов как фактор увеличения транспортных показателей указывают и Л.Ивановский, и О.Столяров.

Отсутствие сокращения сельскохозяйственного производства (рост на 1,8%) вполне соответствует общероссийским показателям. Энергичная господдержка и импортозамещение (точнее, эмбарго на импорт) позволили отрасли развиваться даже в условиях кризиса, когда подорожали импортные корма, некоторые удобрения и запчасти для импортной сельхозтехники. Впрочем, темпы роста замедляются: в 2014 году сельхозпроизводство росло на 2,5%, а в 2013 году — на 3,7%.