Петербургские бизнесмены рассказали о трансформации города
"Какие направления развития Петербурга вы считаете приоритетными?" — этот вопрос корреспонденты РБК daily задали предпринимателям — постоянным участникам дискуссий проекта "Будущий Петербург". Большинство из них сделали акцент на том, что город должен быть экономически состоятельным. Поиск источников доходов на долгую перспективу и привлекательный имидж в глазах инвесторов — не менее важные задачи, чем, к примеру, развитие велосипедного движения. В свою очередь, привлекательность города для инвесторов в значительной мере зависит от состояния инфраструктур — инженерной, транспортной, коммуникационной.
Владислав Трофимов, заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра — старший вице-президент ОАО Банк ВТБ:
— Очевидно, что Санкт-Петербург должен стремиться к устойчивому развитию, включающему создание новой комфортной городской среды и современной инфраструктуры. Как финансист хочу напомнить, что достижение любой достойной цели требует денег. Большие цели требуют больших денег. Для динамичного развития города в структуре экономики Санкт-Петербурга должны появиться отрасли, которые будут расти опережающими темпами. Особое место в числе приоритетных задач занимает создание условий для новой индустриализации. Инновационная политика Санкт-Петербурга должна содействовать созданию и развитию производств с высокой производительностью труда, имеющими ощутимый вес в экономике города, а также их долгосрочному закреплению в регионе.
В экономической ситуации, сложившейся сегодня, появилась необходимость усиления привлекательности Петербурга для инвесторов, поиска своего уникального пути, который позволит Санкт-Петербургу закрепить за собой статус "глобального города", конкурентоспособного и удобного для бизнеса. Устойчивое развитие Петербурга требует координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и городской администрации.
Сергей Игонин, управляющий партнер "АйБи Групп", вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов:
— Мы много говорим о создании привлекательного городского пространства и мало — о создании привлекательных рабочих мест. Те европейские столицы, которые реализуют вдохновляющие нас проекты преобразования городской среды, являются экономически развитыми городами. Нам надо в первую очередь стать городом, в котором интересно работать, куда приезжают талантливые люди.
Александр Бобков, исполнительный директор ОДЦ "Охта":
— Я поддерживаю тезис об экономической привлекательности как о важнейшей задаче. И чтобы ее решить, надо все-таки определить направления главного удара. Если будет принята стратегия, в соответствии с которой город должен развиваться во всех направлениях, нам будет трудно достичь успеха. Сегодня ресурсы города и так ограниченны. Распыляя их на подъем традиционной промышленности, создание инновационных индустрий, развитие культуры, образования, науки и безопасности одновременно, мы не достигнем прогресса ни в чем.
Роман Иваницкий, ВРИО генерального директора Megapolis Property Management
— Я считаю важнейшим комплекс задач, связанных с развитием исторического центра Петербурга. К сожалению, сегодня нет программ, которые бы стимулировали деятельность девелоперов в этой части города. В Москве, например, начала работу программа "Метр за рубль", которая предполагает передачу в аренду бизнесу особняков и исторических зданий на условиях проведения реставрации за счет арендатора в течение пяти лет. Такая программа может быть интересна и Петербургу — как один из возможных вариантов сотрудничества бизнеса и города.
Алексей Семенов, директор Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон":
— Я считаю, мы живем в более современном городе, чем еще несколько лет назад. Поступательно реализуются подходы "умного" города, внедряются smart-технологии. Например, компании, предоставляющие энергоресурсы — электричество, воду, газ, могут оперативно наблюдать за их расходом и потреблением с помощью счетчиков со встроенными SIM-картами. Разрабатывается программа "Умный город", которая объединит существующие разрозненные информационные системы в комплексную полноценную систему мониторинга работы городских инфраструктур.
Петр Кузнецов, генеральный директор компании "Конфидент":
— Мы здорово отстали в развитии инфраструктуры — прежде всего, транспортной. Это существенно снижает привлекательность города и в глазах жителей, и в глазах инвесторов. В некоторых городах Китая ежегодно в течение последних 30 лет строится по 70 км линий метро и по 120 км новых радиальных и хордовых кольцевых трасс. Возможно, столько нам и не нужно, но точно нужно значительно больше, чем есть сейчас. Важнейшая задача в Петербурге - системно заниматься строительством и развитием инфраструктуры, и начинать необходимо со стратегического планирования.
Юусо Хиетанен, генеральный директор NCC Housing (Russia):
— Санкт-Петербург – европейская столица России, поэтому можно отследить общие тенденции развития городов Европы. Я думаю, изменения под девизом: Город для людей, а не машин, - правильное направление. Безусловно, необходимо создавать больше общественных пространств, развивать велодвижение, особенно в центре города, у петербуржцев уже есть опыт использования бесплатных велосипедов для перемещения по городу, например, сентябрьский проект Freebike. Увеличение общественных пространств будет также способствовать развитию Петербурга, и как туристского центра, и как благоприятного для проживания города.
Алексей Кузнецов, генеральный директор страховой группы "Капитал-полис"
- Властям необходимо серьезно задуматься над проблемами транспортной инфраструктуры Петербурга. Нужно четко понимать, что даже если КАД и ЗСД будут работать на полную мощь, то это лишь частично решит проблемы передвижения по городу. И совершенно очевидно, что эти проекты не решат проблемы с парковками. Кстати, в Хельсинки справились с вопросом — как и где парковать авто — буквально за несколько лет. Я хорошо помню, когда в 90-х годах я приезжал в Хельсинки, на улицах было скопление машин. В течение 10 лет город построил тысячи подземных парковок, тем самых освободив тротуары и проезжие части.
Денис Демин, начальник аналитического отдела Банка БФА
- Власть продолжает быть основным агентом развития в основном в силу традиционной инертности горожан, которые добровольно жертвуют возможностями влиять на облик и развитие города, рассчитывая на "большого брата". В реальности же возможности городской администрации ограничены бюджетными параметрами, которые в целом статичны, а усилия сосредоточены на крупнейших проектах, как и должно быть, учитывая, что правительство Петербурга – орган федеральной исполнительной власти. Характерно также и то, что органы муниципальной власти, которые и должны быть консолидатором усилий горожан "на местах", в Петербурге в этом отношении не обладают заметностью. По большому счету, инициатива по развитию города, если понимать ее совокупность идей, воли и возможностей, не принадлежит в настоящий момент никому.