Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Forbes назвал годовой доход фигуристки Загитовой Спорт, 21:43 МЧС опровергло падение легкомоторного самолета в Нижегородской области Общество, 21:40 Экс-нападающий «Арсенала» заявил об интересе «Спартака» и «Динамо» Спорт, 21:40 В «Москва-Сити» произошла драка между Полонским и обманутым дольщиком Общество, 21:39 Как быстрее запускать онлайн-проекты РБК и #CloudMTS, 21:29 Технический директор Tele2 станет замом главы Минкомсвязи Технологии и медиа, 21:29 Во Франции представили новый состав правительства Политика, 21:23 На издателя «Медиазоны» Верзилова завели уголовное дело Общество, 21:20 В Госдуме попросили «Аэрофлот» вывезти не принятых на борт в КНР питомцев Общество, 21:19 Жителей села под Северодвинском эвакуируют из-за «опасных» военных работ Общество, 21:04 Минтруд назвал число получивших июльские выплаты в размере 10 тыс. руб. Общество, 21:00 Турция перекрыла пролив Дарданеллы из-за лесных пожаров Общество, 20:59 Минкомсвязь разработала правила отслеживания контактов больных COVID-19 Технологии и медиа, 20:52 Три истории предпринимателей о важности soft skills РБК и Barrett, 20:39
С.-Петербург ,  
0 

Расследование РБК:как зарабатывают на теневом рынке нефтепродуктов

Масштабы нелегального рынка нефтепродуктов на Северо-Западе России пугают экспертов. По неофициальным оценкам, нефтяной контрафакт занимает порядка 20% рынка, имеет разветвленную сеть и даже постоянных клиентов. И несмотря на регулярно поступающую информацию о задержании участников ОПГ, зарабатывающих на ворованном топливе, число желающих «присосаться к трубе» меньше не становится. О том, кто и как зарабатывает на теневом рынке нефтепродуктов региона, решил узнать РБК -Петербург.
Фото: РБК
Фото: РБК

Очередные любители «черного золота» были задержаны в середине октября под Петербургом сотрудниками полиции совместно с ФСБ. По версии следствия, преступники «кормились» нефтерподуктами из нефтепродуктопроводов «Второво-Приморск» и «Кириши-Санкт-Петербург» с помощью банальной врезки.

Всего, по данным ООО «Транснефть — Балтика» (дочерняя компания «Транснефть», ранее - «Балтнефтепровод»), которой принадлежат эти трубы, только за первое полугодие 2014 года, в сфере незаконного оборота нефтепродуктов было совершено более 50 преступлений на магистральном нефтепродуктопроводе на территории Ленобласти (за весь прошлый год было выявлено 43 несанкционированные врезки). Ранее в компании отмечали, что наибольшую активность криминальные группы проявляют в Тосненском, Всеволожском и Киришском районах.

Путь топлива

Как рассказал РБК-Петербург президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин, в Ленобласти, в основном, идет несанкционированный отбор дизельного топлива, поскольку по продуктопроводу прокачивают только его. Другим источником топлива для незаконных заправок является воровство из железнодорожных цистерн.

Сначала добытое топливо транспортируют на базу хранения, а с нее уже развозится по точкам. «Под точкой подразумеваются незаконные пункты заправки, - говорит О.Ашихмин. - Они бывают двух видов. Первый - в виде стационарных емкостей. Как правило, они выставляются на какой-то закрытой территории, куда посторонним тяжело попасть, а автотранспорт может туда заехать. Информация передается от водителя к водителю». Цена на таких заправках, как правило, на 5 рублей ниже, чем на автозаправочной станции, говорит эксперт.

Второй вид точек располагается на трассах. «Там стоят либо бензовозы, либо автомобили типа «Газель», в кузове которых находится емкость, из которой разливают дизельное топливо, - поясняет О. Ашихмин. - Цена может отличаться, но в среднем разница также составляет пять рублей».

Основными клиентами таких нелегальных заправок являются водители предприятий, где нет GPS контроля, дальнобойщики и частные перевозчики. Заработок владельцев таких заправок, по подсчетам экспертов, может составлять от 2,5 млн рублей в месяц и выше.

Интересно, что «самовары» (так называют минизаводы по переработке нефти без лицензии) не любят ворованное сырье. Они предпочитают его официально закупать, говорит глава Нефтяного клуба Петербурга. Но так как качество продукта у них не заводское, то и цена ниже. «В основном, они делают дизельное топливо, но по качеству оно получается пригодным только для печей. Продают его по коттеджам и котельным», - поясняет О.Ашихмин.

Дело труба

Объем теневого рынка нефтепродуктов, по оценкам Нефтяного клуба Петербурга, составляет порядка 20%. Подтвердить такую оценку позволяют холода. «Зимой, когда идут морозы, водители боятся заправляться на «левых станциях», поскольку дизель может замерзнуть, а предъявить потом претензии будет некому. Поэтому когда температура воздуха опускается до минус 15 градусов, то все они едут на легальные заправки и получают чек, - говорит О.Ашихмин.- В этот момент объем продаж дизельного топлива увеличивается на 20%. Это и есть показатель того, сколько приходится на серый рынок».

Основными причинами сложившейся ситуации в регионе участники совместного совещания с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко и ОАО «АК «Транснефть», состоявшемся в сентябре 2014 года, назвали наличие нелегального рынка сбыта нефтепродуктов и слабую работу правоохранительных органов. Начиная с 2012 года, ОАО «АК «Транснефть» направило 18 обращений в правоохранительные структуры и органы исполнительной власти Ленинградской области с предложениями о консолидации усилий по предотвращению несанкционированного доступа к нефтепродуктопроводам. Уголовные дела по данным фактам возбуждаются постоянно (только в этом году их было возбуждено 37), но, как показывает практика, таких мер явно недостаточно.

Врезка в трубу "Балтнефтепровода" в Тосненском районе Ленинградской области:

Фото: baltneft.transneft.ru

Фото: baltneft.transneft.ru

Ольга Зарубина