Расследование РБК:как зарабатывают на теневом рынке нефтепродуктов
Очередные любители «черного золота» были задержаны в середине октября под Петербургом сотрудниками полиции совместно с ФСБ. По версии следствия, преступники «кормились» нефтерподуктами из нефтепродуктопроводов «Второво-Приморск» и «Кириши-Санкт-Петербург» с помощью банальной врезки.
Всего, по данным ООО «Транснефть — Балтика» (дочерняя компания «Транснефть», ранее - «Балтнефтепровод»), которой принадлежат эти трубы, только за первое полугодие 2014 года, в сфере незаконного оборота нефтепродуктов было совершено более 50 преступлений на магистральном нефтепродуктопроводе на территории Ленобласти (за весь прошлый год было выявлено 43 несанкционированные врезки). Ранее в компании отмечали, что наибольшую активность криминальные группы проявляют в Тосненском, Всеволожском и Киришском районах.
Путь топлива
Как рассказал РБК-Петербург президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин, в Ленобласти, в основном, идет несанкционированный отбор дизельного топлива, поскольку по продуктопроводу прокачивают только его. Другим источником топлива для незаконных заправок является воровство из железнодорожных цистерн.
Сначала добытое топливо транспортируют на базу хранения, а с нее уже развозится по точкам. «Под точкой подразумеваются незаконные пункты заправки, - говорит О.Ашихмин. - Они бывают двух видов. Первый - в виде стационарных емкостей. Как правило, они выставляются на какой-то закрытой территории, куда посторонним тяжело попасть, а автотранспорт может туда заехать. Информация передается от водителя к водителю». Цена на таких заправках, как правило, на 5 рублей ниже, чем на автозаправочной станции, говорит эксперт.
Второй вид точек располагается на трассах. «Там стоят либо бензовозы, либо автомобили типа «Газель», в кузове которых находится емкость, из которой разливают дизельное топливо, - поясняет О. Ашихмин. - Цена может отличаться, но в среднем разница также составляет пять рублей».
Основными клиентами таких нелегальных заправок являются водители предприятий, где нет GPS контроля, дальнобойщики и частные перевозчики. Заработок владельцев таких заправок, по подсчетам экспертов, может составлять от 2,5 млн рублей в месяц и выше.
Интересно, что «самовары» (так называют минизаводы по переработке нефти без лицензии) не любят ворованное сырье. Они предпочитают его официально закупать, говорит глава Нефтяного клуба Петербурга. Но так как качество продукта у них не заводское, то и цена ниже. «В основном, они делают дизельное топливо, но по качеству оно получается пригодным только для печей. Продают его по коттеджам и котельным», - поясняет О.Ашихмин.
Дело труба
Объем теневого рынка нефтепродуктов, по оценкам Нефтяного клуба Петербурга, составляет порядка 20%. Подтвердить такую оценку позволяют холода. «Зимой, когда идут морозы, водители боятся заправляться на «левых станциях», поскольку дизель может замерзнуть, а предъявить потом претензии будет некому. Поэтому когда температура воздуха опускается до минус 15 градусов, то все они едут на легальные заправки и получают чек, - говорит О.Ашихмин.- В этот момент объем продаж дизельного топлива увеличивается на 20%. Это и есть показатель того, сколько приходится на серый рынок».
Основными причинами сложившейся ситуации в регионе участники совместного совещания с губернатором Ленобласти Александром Дрозденко и ОАО «АК «Транснефть», состоявшемся в сентябре 2014 года, назвали наличие нелегального рынка сбыта нефтепродуктов и слабую работу правоохранительных органов. Начиная с 2012 года, ОАО «АК «Транснефть» направило 18 обращений в правоохранительные структуры и органы исполнительной власти Ленинградской области с предложениями о консолидации усилий по предотвращению несанкционированного доступа к нефтепродуктопроводам. Уголовные дела по данным фактам возбуждаются постоянно (только в этом году их было возбуждено 37), но, как показывает практика, таких мер явно недостаточно.
Врезка в трубу "Балтнефтепровода" в Тосненском районе Ленинградской области:
Фото: baltneft.transneft.ru
Фото: baltneft.transneft.ru
Ольга Зарубина