Власти Петербурга судятся с СПбГУ из-за исторического здания
Комитет по государственному использованию и охране памятников Петербурга (КГИОП) подал иск против Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Чиновники требуют от вуза выполнить реставрацию Дома Штиглица (дворец Великого князя Павла Александровича) на Английской набережной. Работы должны быть выполнены в течение двух лет.
В случае неисполнения решения суда комитет просит взыскать с вуза 50 тыс. руб. «за каждый случай неисполнения решения суда в установленный срок», а «в случае дальнейшего неисполнения» — 100 тыс. руб. ежемесячно до фактического исполнения решения суда.
Дорого и сложно
Вуз является правообладателем объекта культурного наследия на праве оперативного управления, пишет пресс-служба КГИОП со ссылкой на выписку из Единого государственного реестра недвижимости. Еще в ноябре 2017 года комитет выдал охранное обязательство СПбГУ, согласно которому собственнику надлежало на основании задания и разрешения КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с комитетом, выполнить работы по реставрации. Но в августе 2020 года сотрудники КГИОП в ходе обследования установили неудовлетворительное состояние интерьеров объекта.
Тогда чиновники направили предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований действующего законодательства об объектах культурного наследия. Однако это не помогло. В начале сентября этого года в связи с истечением срока проведения работ, установленных охранным обязательством, сотрудники КГИОП установили, что работы выполнены лишь в части реставрации фасадов объекта, работы по реставрации внутренних помещений не выполнены. До настоящего времени актуальная проектная документация в части реставрации интерьеров здания в КГИОП не поступила.
В вузе пока не прокомментировали заявление КГИОП. Опрошенные изданием «Коммерсантъ.Санкт-Петербург» эксперты рынка не смогли оценить стоимость реставрации из-за огромного количества предметов охраны. Антон Орлов, директор отдела продажи земли и девелоперских проектов Nikoliers, говорит, что объект сложный — и требует масштабной научно-проектной работы, включая историко-культурную экспертизу, а также серьезных вложений. «Если просто судить по фотографиям, из предметов охраны здесь присутствует большое количество разных отделочных материалов: и дуб (очень дорогой материал), и плитка, и штукатурка, и лепнина. Даже на стадии изысканий необходимо будет привлекать широкий круг специалистов. В данный момент необходимо понять и зафиксировать, насколько за последние годы ухудшилось фактическое состояние объекта, и предпринять срочные меры по консервации памятника», — объяснил собеседник издания.
Дом с трудной судьбой
Особняк на Английской набережной был построен в 1859-1863 годы для семьи барона Александра Людвиговича Штиглица по проекту архитектора Александра Ивановича Кракау. В октябре 1884 года барон умер, и большая часть его состояния вместе с недвижимым имуществом перешла его дочери Надежде Михайловне Половцовой. В 1886 году она поручила своему мужу продать особняк на Английской набережной, и в 1887 году его приобрёл в своё владение великий князь Павел Александрович. В 1888 году полной перепланировке подверглись личные комнаты барона, занимавшие северо-восточный угол Невского корпуса особняка. Работами этими руководил архитектор Максимилиан Месмахер. Кроме художественной отделки помещений, архитектор создал эскизы монограммы великого князя, которые затем были включены в элементы декора интерьеров и во дворе — в решетке балконов первого этажа.
В новейшее время объектом владели разные компании. В 1998 году OOO «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» на 49 лет арендовал бывший особняк Штиглица. В 2004 году Валентина Матвиенко и глава НК «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов заключили соглашение, по которому нефтяная компания должна была получить особняк в собственность, затратив при этом $30 млн на его реконструкцию. Но к работам компания так и не приступила. Следующим арендатором объекта было ООО «Синтез Девелопмент», у которого возник спор с федеральными властями, так как на объект претендовало Росимущество. Как пишет «Коммерсантъ», не дождавшись разрешения спора, инвестор отказался от бывшего княжеского жилья, и в 2011 году объект был передан СПбГУ в оперативное управление.

