Без оптимизма: почему порты на Балтике теряют грузы
Прошлогодний рост объема грузооборота портов Балтийского бассейна сменился падением. По данным «Администрации морских портов Балтийского моря», за январь-август 2018 года грузооборот местных портов снизился на 1,2% — до 162,6 млн т. При этом за аналогичный период прошлого года порты увеличили грузооборот на 5,9% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года. По мнению опрошенных РБК Петербург экспертов, отрицательная динамика объясняется не только экономическими, но и стратегически-политическими факторами. Никаких поводов для оптимизма аналитики не видят.
Нерыночное решение
Объем наливных грузов в портах Балтийского бассейна упал до 90,4 млн т (-6,1%), сухогрузов увеличился до 72,2 млн т (+5,6%). Уменьшился объем перевалки грузов в портах: Усть-Луга до 64,5 млн т (-4,5%), Приморск до 35,8 млн т (-10,8%). Большой порт Санкт-Петербург увеличил объем перевалки до 39,4 млн т (+11,7%), Высоцк — до 12,1 млн т (+2,7%). Калининград — до 9,7 млн т (+8,0%) и Выборг — до 1,2 млн т (+22,9%).
По словам директора по логистике и аналитике инжиниринговой компании «Морстройтехнология» Александр Головизнина, падение общего грузооборота объясняется сокращением поставок сырой нефти через порты Приморск и Усть-Луга. «Нефть — это продукт стратегически-политический, в какое направление качается нефть — это не всегда рыночное решение», — говорит он.
Именно поэтому, по словам эксперта, больше всего пострадал порт Приморск, для которого транспортировка сырой нефти — основное направление. За период январь—август 2018 года через него прошло на 16,7% (5075 тыс. т) нефти меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Тенденцию к сокращению грузооборота сырой нефти продемонстрировал также порт Усть-Луга. Через него за первые 8 месяцев этого года прошло 17921 тыс. тонн нефти, что на 17,1% меньше аналогичного показателя 2017 года. Падение грузооборота в этом порту оказалось не таким большим, как в Приморске, за счет увеличения транспортировки навалочных и лесных грузов, а также сжиженного газа.
Унылые уровни
Профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов в числе причин снижения грузооборота также называет санкции и ухудшение общего экономического состояния. Грузооборот, как поясняет эксперт, в большей степени привязан к рублю, чем к ВВП. «Рубль «застабилизируется» — «застабилизируется» и грузооборот, и оба — на унылых уровнях», — добавляет Кузнецов.
Александр Головизнин не вполне согласен с этой точкой зрения. По его мнению, закупочные и продажные контракты заключались до падения рубля, поэтому текущие объемы перевалки грузов через порты выполняются в соответствии с «прошлыми» цифрами. При этом эксперт не исключил того, что дальнейшее падение рубля может привести к стагнации или даже падению импорта, что может отразиться на объемах переваливаемых в портах контейнеров.
«Если бы сильное падение рубля за короткий промежуток времени, которое мы наблюдали, закрепилось, это привело бы к заметному проседанию импорта. Но рубль немного отыграл свое падение», — говорит Головизнин.
Работа на пределе
Эксперты пока не видят никаких факторов, которые могли бы привести к заметному росту грузооборота в портах Балтийского бассейна — все они работают на пределе своих возможностей. «Возможности существующих угольных терминалов в российских портах Северо-Запада практически полностью исчерпаны. Увеличить перевалку можно, скажем, через порты Прибалтики. Такая же ситуация с минеральными удобрениями. Есть возможность роста по нефтепродуктам, но, видимо, нет возможности их больше продавать», — объясняет Головизнин.
Эксперты также сомневаются в том, что северо-западные порты России продолжат перетягивать к себе грузы от других стран Балтийского региона, как это происходило последние несколько лет. Пока прибалтийские порты принимают активные меры, направленные на увеличение грузовых потоков в Белоруссию и азиатские страны, отечественной портовая инфраструктура испытывает некоторые проблемы, говорят аналитики. Одна из них — отсутствие на Северо-Западе специализированных терминалов, направленных на переработку определенных видов груза (например, зерна). «Пока такие терминалы не появится на Северо-Западе, часть грузов будет идти через прибалтийские порты», — отмечает главный редактор издания «Морской Петербург» Виктор Цукер.
Кроме того, по словам эксперта, прибалтийские порты могут проводить ряд операций с грузом, которые не проводятся в России (например, связанные с маркировкой). «До тех пор, пока это будет их конкурентное преимущество, часть грузов будет идти через порты Прибалтики», — говорит эксперт.