«Вырубать спокойно»: самые громкие «лесные» конфликты Ленобласти
Скандал с вырубками леса в районе Высокинского озера привлек общественное внимание к проблеме вырубки лесов в Ленобласти. Проведя анализ «лесных» конфликтов в регионе, РБК Петербург выяснил, что их число неуклонно растет. Как утверждают экологи и представители инициативных групп жителей, в последние годы вокруг Петербурга значительно сокращается площадь ценных лесов и зеленых зон отдыха.
При этом, по их словам, наметился новый тренд: большая часть рубок является законной. В отличие от массовых случаев криминального уничтожения леса, характерных для 1990-х и нулевых годов, сегодняшние вторжения в лесной фонд подкреплены разрешительными документами. Комитет по природным ресурсам Ленобласти (КПР), комментируя поступающие в его адрес претензии, отмечает, что в одних случаях он не имеет полномочий препятствовать вырубке (если земли не относятся к лесному фонду), а в других — не имеет оснований, так как санитарные рубки способствуют воспроизводству лесов.
Пугающая частота
Сообщения о «лесных» конфликтах — вырубках лесных участков и захвате покрытых лесом берегов водоемов — стали появляться с пугающей частотой. Так, 19 августа, как сообщает 47news комиссия администрации Приозерского района по предоставлению земли для многодетных семей отдала часть общественного пляжа на берегу озера Раздолинское в поселке Сосново семье местного депутата Евгения Осечинского. Ранее, сообщает 47news, администрация Сосново пыталась получить эту территорию для обустройства пляжной инфраструктуры, но не договорилась с районом. Кто и когда оформил прибрежную территорию как участок под индивидуальное жилищное строительство, уже трудно установить. Жители предсказуемо возмущены.
Продолжается общественная кампания против попытки застроить территорию бухты Моторное Ладожского озера в Приозерском районе. Усилиями активистов стройку удалось остановить, но лесной участок, за который идет борьба, уже переоформлен в земли сельхозназначения.
Жители поселка Ильичево (Первомайское МО Выборгского района) жалуются на захват лесного участка на берегу озера Большое Симагинское, в результате которого оказался перекрыт популярный проход к озеру со стороны поселка.
Последствия урбанизации
Руководитель программ МРОО «Новый экологический проект» Анастасия Филиппова связывает частоту конфликтов в первую очередь с расширением мегаполиса. «Появляются новые инфраструктурные проекты, проекты по расширению населенных пунктов, вырастают новые коттеджные поселки, значительные площади вырубаются под разработку карьеров, — говорит она. — Так, на Карельском перешейке в последние несколько лет в связи с расширением трассы «Скандинавия» появилось несколько новых карьеров».
Комитет по природным ресурсам Ленобласти в ответ на запрос РБК Петербург отметил: «Территория выработанных карьеров подлежит обязательной рекультивации. В зависимости от конкретных условий, рекультивация может осуществляться созданием плодородного слоя почвы и высадкой лесных культур, либо созданием водоёма на месте выработанного месторождения».
Рубка с запасом
В процессе законной хозяйственной деятельности, как считают экологи, возникают злоупотребления — леса вырубаются в большем объеме, чем это объективно требуется. Директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов говорит, что нередко для размещения линейных объектов (автомобильных дорог, линий электропередач, трубопроводов и др.) земли выделяют с большим «запасом». «Под предлогом, к примеру, прокладки дороги из состава лесного фонда выводится огромный земельный участок. И оказывается, что сама дорога, даже с учетом необходимой придорожной территории, занимает лишь несколько процентов площади участка, а большая его часть используется в других целях. Поскольку земля уже не относится к лесному фонду, то рубить лес можно спокойно, — разъясняет эксперт один из способов легального уничтожения лесов. — Делается это не всегда с определенной корыстной целью. Возникает некое ядро развития, и устраняется сдерживающее зонирование — чтобы можно было осваивать территорию в разных целях».
«Под предлогом прокладки дороги из состава лесного фонда выводится огромный земельный участок. И оказывается, что сама дорога занимает лишь несколько процентов площади»
Однако КПР обосновывает такую практику: «При строительстве и эксплуатации линейных объектов могут предоставляться в аренду лесные участки, необходимые для технологических нужд в период строительства. … Такие участки впоследствии в обязательном порядке рекультивируются путём высадки лесных культур».
Отвергает КПР и подозрения в незаконном обогащении кого-либо путем продажи вырубленного леса, как и возможность незаконной застройки очищенных от леса земель. «Древесина, заготовленная при использовании лесного участка с целью строительства линейного объекта, является собственностью Российской Федерации. Ее реализация осуществляется путём проведения публичных аукционов; используемые земельные участки остаются в составе земель государственного лесного фонда», — говорится в ответе КПР на запрос РБК Петербург.
В ожидании промышленной застройки
В случаях с застройкой берегов рек и озер интересанты — главным образом, жилищные девелоперы, говорят экологи. Вырубки вблизи крупных инфраструктурных объектов и поселков бывают связаны с нуждами промышленников.
Судя по всему, к этой, последней, категории относится и случай с рубками вдоль 55-69 км Приморского шоссе в районе Высокинского озера. По информации, предоставленной КПР, земли вокруг озера Высокинское расположены вне границ государственного лесного фонда — они находятся в частной собственности ООО «Форт», на них по закону разрешено размещать промышленные объекты. Что именно будет там построено, пока не сообщается. В то же время близость к территории промышленного проекта «Приморский УПК» экологи считают не случайной.
«В случаях с застройкой берегов рек и озер интересанты — главным образом, жилищные девелоперы, говорят экологи»
КПР опровергает утверждения экологов, что вырубаются ценные породы деревьев и страдают другие уникальные растения. Чиновники ссылаются на результаты осмотра территории в районе озера Высокинского, проведенного в июне 2020 года Ленинградским областным отделением Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы». Осмотр, как утверждает КПР, «не выявил ценных природных комплексов и объектов, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение».
Двойной учет
Еще один «законный» способ рубки и застройки лесов, по словам экологов, применяется в отношении участков, для которых существует так называемая «двойная собственность и двойной учет» — когда земельный участок, на котором расположен лес, зарегистрирован в Росреестре дважды (в ЕГРН и в Государственном лесном реестре) и, соответственно, имеет два кадастровых номера и двух разных собственников. Один из них — с правом рубки леса. Такие парадоксы нередки и объясняются беспорядком в кадастровом учете земель, о чем РБК Петербург писал ранее.
Как утверждают эксперты, наиболее распространенная позиция властей при возникающих в результате этого беспорядка конфликтах — попустительство в пользу частных интересов. «Практически все спорные случаи решаются в пользу частного собственника участка, — утверждает активист общественных движений «Против захвата озер» и «Открытый берег» Ирина Андрианова. — Комитет по природным ресурсам Ленобласти в последнее время в суд вообще не обращается. Все подобные истории передаются на рассмотрение некоей профильной комиссии при губернаторе. Рассматривает ли она их и как долго — неизвестно, но итог всегда один: частная версия становится «основной».
В качестве свежего примера эксперт называет скандал с застройкой берега озера Большое Симагинское близ поселка Ильичево. Там из-за «двойного учета» произошло наложение частного сельхозучастка на государственный лесной участок. «Берег перекрыт, идет стройка, а из всех ведомств нам лениво отписываются про эту таинственную комиссию», — говорит Ирина Андрианова. При этом жители недоумевают — как можно объявить лесную тропу (проход к озеру) «участком сельхозназначения» и продать под строительство жилого дома?
«Берег перекрыт, идет стройка, а из всех ведомств нам лениво отписываются про эту таинственную комиссию»
В КПР подтвердили, что случаи «двойного учета» действительно рассматриваются специально созданной межведомственной рабочей группой (МРГ). При этом в ответе КПР на запрос РБК Петербург подчеркивается, что «защита имущественных интересов Российской Федерации в отношении земель лесного фонда, в том числе в судебном порядке, относится к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства. На территории Ленинградской области это полномочие реализуется территориальным подразделением ФАЛХ — Департаментом лесного хозяйства по СЗФО».
В частности, по скандалу с застройкой берега озера Большое Симагинское вблизи поселка Ильичево КПР сообщил, что этот случай рассматривается МРГ — если факт нарушения подтвердится, последует обращение в суд.
Рекреация превращается в капстроительство
Анастасия Филиппова обращает внимание на механизм вырубки лесов и застройки лесных участков, переданных в аренду: «Постепенно из лесфонда выводят участки леса, которые ранее передавались в аренду в рекреационных целях. Несколько лет назад у нас был проект вместе с «Новой газетой» — я отметила на карте все участки леса, которые были переданы в аренду для осуществления рекреации в Выборгском районе Ленинградской области, и вместе с журналистами мы проверяли, как на самом деле используются данные участки. В подавляющем большинстве случаев они оказались застроены капитальными сооружениями — под видом временных построек. Ни КПР, ни прокуратура на такие нарушения не реагируют».
В качестве яркого примера эксперт называет историю строительства курорта «Лесная Рапсодия» на южном берегу Большого Симагинского озера. «Проект некогда вызвал негодование у местных жителей. Но арендатор разрешил свободный доступ на участок и возмущение спало, — рассказывает Анастасия Филиппова. — Постепенно был построен коттеджный комплекс, дома приватизированы. А недавно сменилась и категория земель. Вроде бы все по закону... Это совсем не единичный случай; один из многих».
«Проект некогда вызвал негодование у местных жителей. Но арендатор разрешил свободный доступ на участок и возмущение спало»
По информации КПР, земельные участки, на которых расположен загородный курорт «Лесная рапсодия», в настоящее время не относятся к землям лесного фонда и входят в границы посёлка Ильичёво на основании генерального плана Первомайского сельского поселения. «Включение земель лесного фонда в границы населённого пункта осуществлено в установленном законом порядке, имеется согласование Федерального агентства лесного хозяйства», — утверждают в КПР.
Претензии к рубкам
Периодически вспыхивают скандалы по поводу санитарных рубок. Довольно часто обоснованность выделения для таких рубок тех или иных лесных участков вызывает серьезные вопросы у экологических организаций.
В то же время, как утверждают в КПР, «рубки лесных насаждений, осуществляемые арендаторами лесных участков на землях Лесного фонда, не наносят вреда экологии, напротив они способствуют воспроизводству лесов. … За последние несколько лет рубки лесных насаждений осуществляются даже в меньшем объёме, чем предусмотрено ежегодным допустимым объёмом — порядка 47%».
Куда обращаться при подозрении на незаконную рубку
При обнаружении подозрительных рубок леса в первую очередь необходимо обратиться в районное лесничество. Перечень лесничеств с адресами и номерами телефонов опубликован на сайте ведающего лесами ЛОГКУ «Ленобллес». Можно также обратиться в Диспетчерский центр ЛОГКУ «Ленобллес». При подозрении на криминальные рубки (например, они ведутся по ночам), рекомендуется обращаться в местные отделения полиции.
При возникновении споров вокруг рубки можно обращаться в Комитет государственного экологического надзора Ленобласти, по телефону «Зеленой линии», а также в Ленинградскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Законные основания на рубку леса возникают при наличии договора аренды, либо иного правоустанавливающего документа на пользование лесным участком; проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы; лесной декларации.
Мало штрафов, мало исков
Власти сообщают об успехах в борьбе с берегозахватами. Но активистов возмущает мизерное, по их мнению, количество накладываемых штрафов — 16-19 в год.
При том, что растаскивание леса идет очень активно, говорят экологи, мер по сохранению лесных территорий, по приданию им того или иного защитного статуса, не говоря уже о благоустройстве, принимается, по их мнению, совершенно недостаточно.
Власти отмечают, что полномочия КПР по защите лесов сильно ограничены. Так, «Комитет вправе исполнять лишь отдельные, переданные ему полномочия РФ в сфере лесных отношений, причем, исключительно на землях Лесного фонда и соответственно не вправе осуществлять контрольно-надзорные мероприятия на иных категориях земель».
На этом основании КПР отвергает претензии по поводу застройки земельных участков, например, в бухте Моторная. «Согласно сведениям государственного лесного реестра, ведение которого осуществляется Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области, территория застраиваемых земельных участков в бухте Моторная не относится к землям лесного фонда», — сообщили в КПР. По этой же причине Комитет не вправе вмешиваться в некоторые другие истории, в частности, в борьбу жителей Вырицы против застройки места отдыха на реке Оредеж («территория между ГЭС и мостом через Мельничный ручей в Вырице не относится к землям лесного фонда»), или в сюжет с захватом западного берега озера Лассылампи в Ново-Токсово («в настоящее время западное побережье озера Лассылампи включено в границу посёлка Новое Токсово»).
«Комитет по природным ресурсам не имеет права оценивать действия администраций поселений, которые, как в случае с приватизацией пляжа в Сосново, распределяют муниципальные земли многодетным семьям»
Кроме того, КПР не имеет права оценивать действия администраций поселений, которые, как в случае с приватизацией пляжа в Сосново, распределяют муниципальные земли многодетным семьям согласно закону о местном самоуправлении. «КПР может оценивать действия согласно Лесному кодексу. В компетенцию КПР не входит 105-й закон [закон Ленобласти «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» — ред.]», — сообщили в пресс-службе губернатора.
Зеленый пояс и особые территории
«Вопрос о создании зеленого пояса Петербурга стоит на повестке дня уже много лет. А воз и ныне там, — утверждает Анастасия Филиппова. — Никто не хочет разбираться в ситуации — работать с мелкими арендаторами, предлагать пути решения проблем. В результате процесс не движется».
Одновременно практически заморожен, утверждают экологи, процесс создания новых особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Площади планируемых ООПТ непрерывно сокращаются. «Здесь кусок нужно выделить под завод, там — администрация хочет продать землю под ИЖС. Каждый отдельный случай, вроде, не чудовищно страшен. Нужно развиваться, нужно строиться. Но общая картина удручает. Процесс создания ООПТ тянется десятилетиями (как, например, в Токсово), а изменения в схему терпланирования в интересах застройщиков вносятся постоянно», — говорит Анастасия Филиппова.
КПР подтверждает негативную тенденцию: «Действительно, в последнее время процесс создания новых ООПТ снизил свои темпы». Объясняют это чиновники изменениями в федеральном законодательстве, которые изменили порядок создания ООПТ и требования к документам, которые необходимо подготовить для принятия решения о создании ООПТ. «Требуется время для адаптации к новым требованиям», — утверждает КПР.
«Здесь кусок нужно выделить под завод, там — администрация хочет продать землю под ИЖС. Каждый отдельный случай, вроде, не чудовищно страшен. Нужно развиваться, нужно строиться. Но общая картина удручает»
При этом чиновники обращают внимание на то, что процесс создания ООПТ не остановился. «Например, в 2019 году был создан природный парк «Токсовский». Кроме того, запланировано создание ООПТ регионального значения — заказник «Кюренниеми». Мероприятия по созданию лесопаркового зелёного пояса на территории Ленинградской области планируется завершить в текущем году», — сообщили в КПР.
Справка
Зеленый пояс вокруг Санкт-Петербурга создает лесопарковая зона города. Пригородная лесопарковая зона Ленинграда была образована в 1932 году. С вступлением в силу в 2007 году нового Лесного кодекса РФ лесопарковый пояс Петербурга юридически прекратил свое существование. Осуществление полномочий РФ в области лесных отношений на территории Ленинградской области, в том числе в границах пригородной лесопарковой зоны, переданы органам государственной власти Ленинградской области с предоставлением субвенций из федерального бюджета.
В декабре 2019 года во исполнение распоряжения президента РФ Владимира Путина о создании лесопарковых зеленых поясов («зеленого щита») вокруг городов, на совместном совещании представителей правительств Санкт-Петербурга и Ленобласти были достигнуты договоренности об ориентировочных границах зеленого пояса в его исторических границах, с включением в его состав городских лесов Санкт-Петербурга и с жестким природоохранным режимом. Окончательное оформление зеленого пояса Санкт-Петербурга не завершено.
Общая площадь защитных лесов пригородной лесопарковой зоны Санкт-Петербурга в границах Ленинградской области составляет 116,6 тыс. га. Согласно части 6 статьи 105 Лесного кодекса РФ, изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Повтор публикации от 27.08.2021