Петербург достиг рекордных показателей по концентрации ретейлеров
Петербург поставил общероссийский рекорд по концентрации торговых сетей. Как сообщил сегодня журналистам глава Управления ФАС по Петербургу Вадим Владимиров, доля 19 крупнейших ретейлеров на рынке по итогам 2018 года превысила 91%. Это самый высокий показатель среди всех регионов России за прошлый год, добавил представитель антимонопольного ведомства.
Обреченный на рекорд
Рекордные показатели в Петербурге обеспечила компания X5 Retail Group (управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Ее доля на рынке по итогам прошлого года составила 27,03%, что на 2,3% больше допустимого предела. Согласно антимонопольному законодательству, теперь компания не имеет права покупать или арендовать новые площади для своих магазинов.
«В противном случае антимонопольщики могут оспорить сделки в суде», — сказал Вадим Владимиров. Он добавил, что в ближайшее время УФАС проверит последние сделки компании с точки зрения нарушения антимонопольного законодательства.
Доминирующие сети
Еще один рекорд поставила первая тройка ретейлеров города, в которую входят, помимо X5 Retail Group, «Лента» и «О'Кей». Совокупная доля этих трех сетей последние годы балансировала на грани 50% и, например, в 2017 году составляла 48,89%. Сейчас она составляет 51,71%, а, согласно закону о торговле, такой показатель считается одним из оснований для того, чтобы признать «большую тройку» доминирующими игроками на рынке.
Однако для того, чтобы УФАС приняло такое решение, торговые гиганты должны соответствовать еще двум условиям: не менять свои доли на рынке в течение нескольких лет и торговать продукцией, которую невозможно заменить. Пока из всех перечисленных признаков доминирования у трех сетей в Петербурге есть только один — превышение доли в 50%, сказала Марина Никитина, заместитель руководитель УФАС.
Она пояснила, что если ретейлеры будут признаны доминирующими игроками, УФАС начнет внимательно изучать их ценовую политику, следя за тем, чтобы они не устанавливали монопольно высокие или низкие цены на товары и услуги или не навязывали поставщикам невыгодные условия договоров.
В число сетей, нарастивших свои доли на рынке в 2018 году, попали также «Интерторг» (бренд Spar, рост на 0,08 пп. за год — до 10,36%), «Дикси» (рост с 6,7% в 2017 году до 7% в 2018 году) и «Тандер» (бренд «Магнит», рост с 4,69% в 2017 году до 5,14% в 2018 году).
Сдали позиции
Что касается ретейлеров, сдавших позиции в 2018 году, то в этот список попали сети METRO (с 2,53% в 2017 году до 2% в 2018 году) и «Ашан» (с 2,19% до 1,83%).
В METRO на вопрос о причинах сокращения рыночной доли в Петербурге не ответили, но отметили, что год назад запустили новую стратегию, которая в перспективе должна привести к улучшению финансовых показателей компании. «Стратегия включает в себя ценообразование по оптовому принципу: снижение цен и переориентацию клиентов с закупок по промо-акциям на постоянные оптовые условия. В результате в первом и втором квартале 2019 года продажи в рублях замедлили падение», — сообщили в METRO. Закрывать магазины компания не планирует. «Ашан» на запрос РБК Петербург не ответил.
Новые форматы
По мнению генерального директора INFOLine Ивана Федякова, в ближайшие годы рынок розничной торговли и в стране в целом, и в Петербурге в частности, будет стагнировать. «Рост рынка замедляется: по итогам 2018 года он составил 2,8%, по итогам первого квартала — уже 1,4% по сравнению с первым кварталом 2018 года. Могу предположить, что рост за 2019 год не превысит 2%», — говорит эксперт.
В такой ситуации основным игрокам не остается ничего другого, кроме как развиваться не за счет открытия новых точек, а за счет слияния с другими сетями и новых форматов работы. «На петербургском рынке консолидация уже произошла. Скорее всего, теперь лидеры рынка будут развивать сегмент дистанционных покупок. Так, Х5 уже открывает пункты доставки интернет-заказов на территории своих магазинов. Активно развивается сегмент доставки продуктов на дом. Причем развитие онлайн-торговли не запрещено даже лидерам рынка. Именно в этом направлении будет развиваться розничная торговля Петербурга. И скорее всего, эти тенденции будут усиливаться на нашем рынке раньше, чем в других регионах», — заключает Иван Федяков.