Форсайт РБК: Петербург как суперкампус
В фокусе пятого архитектурно-градостроительного форсайта, организованного РБК Петербург, оказалась перспектива миграции университетов из города в Ленинградскую область. В последние полтора-два года крупнейшие петербургские вузы озвучивали планы строительства новых кампусов на бывших картофельных полях Ленинградской области.
Парадокс — когда речь заходит о переносе завода из «серого пояса» Петербурга в область, Смольный начинает доказывать необходимость сохранить производство в городе. Аргументы чиновников понятны: городу важно сохранить налогоплательщиков в своих границах, пугает потенциальный рост маятниковой миграции. А вот представителей индустрии знаний городские власти не удерживают. Возможно потому, что не имеют внятного представления об экономическом (и, кстати, социальном) «весе» вузов в совокупном городском капитале.
«Это говорит о том, что никто не воспринимает вузы как важную экономическую составляющую городской жизни, как ключевую индустрию города. Тогда как вуз — это перспективнейший инструмент для развития городской инфраструктуры и бизнеса», — обозначил тему дискуссии, организованной РБК Петербурге, руководитель форсайта и шеф-редактор региональных лент РБК Федор Гаврилов.
Форсайт «Town and gown. Петербург в поисках дисперсного кампуса» стартовал со встречи петербургских архитекторов и представителей бизнеса, в ходе которой участники обсудили основные риски переезда университетов как для городской экономики, так и для частного бизнеса, и обозначили возможные пути решения проблемы. Эта встреча открыла серию мероприятий в рамках организованного РБК Петербург архитектурно-градостроительного конкурса, финал которого ежегодно проводится в ноябре.
«Значение вузов для города легко понять, если взглянуть на карту Петербурга, и убрать с нее все университеты со зданиями и людьми. С одной стороны, перенос для многих заведений необходим, так как невозможно и просто нелепо создавать химическую лабораторию в памятнике архитектуры. С другой стороны, основная добавленная стоимость в экономике города проявляется от студентов спустя десять-пятнадцать лет после их поступления в университет. Поэтому так важно интегрировать студентов именно в городскую среду, привязать их к городу».
«Если с карты Петербурга исчезнут вузы, то начнет исчезать и вся инфраструктура, связанная с учащейся молодежью. Город лишится многих кафе, магазинов, культурных заведений... В то же время бизнес, нацеленный на удовлетворение запросов студенческого сообщества, сейчас вносит заметный вклад в экономику и культуру города, делает его неповторимым и притягательным для жителей и туристов. Подтвердить это объективно, с математической точностью можно уже сейчас с помощью геоаналитических технологий. Именно Big DATAпокажет, куда, на чем, зачем и с какой периодичностью передвигается студенческая аудитория сегодня, что покупает и за что платит. Кроме того, большие данные предскажут, когда, на каком транспорте и сколько студентов отправится, продукцию какого бренда купят, на какой сайт зайдут завтра».
«Если говорить о том, какие сейчас существуют градостроительные тенденции в размещении новых университетских центров или в развитии старых, то наиболее ярко они выражены в проекте Большого Парижа. Согласно концепции, в разработке которой принимали участие звезды мировой архитектуры, все новые вузы или новые площади старых открываются в подцентрах агломерации, то есть в городах, которые окружают Париж. Концепция жизнеспособна и эффективна благодаря сильным транспортным связям между подцентрами по кольцу или тангенсу в обход Парижа. Взаимосвязанность небольших городов, при которой их жители находят альтернативу большей части услуг, предоставляемых в Париже, по соседству, является господствующей идеей модели».
«Университеты американского Кембриджа, в частности, Массачусетский технологический институт, сломали все мысленные заборы, вырвались за пределы физического территориального определения кампуса и бросились в город. Им это удалось, так как главным продуктом Кембриджа стали не студенты и даже не профессора — а стартапы. Эти высокотехнологичные стартапы стали основными потребителями банковской продукции в городе, и хуже того, большинство из них направлено на технологическое совершенствование банковской индустрии. Это совершенно новая экономика новых отраслей. Например, основными потребителями трафика в ней являются не люди, а устройства — интернет вещей».
«Студенты как клиенты интересны банку главным образом по нескольким причинам. Например, это группа, активно и регулярно пользующаяся нашими транзакционными услугами. В Петербурге мы обслуживаем около 80-100 тыс. студенческих вузовских карт. Также, запросы студентов во многом определяют формат работы и облик банка в долгосрочной перспективе. На основе обратной связи со студентами мы сделали молодежное пространство банка на канале Грибоедова — там нет ни касс, ни столов, ни каких-либо барьеров или тем более бронестекол».