Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Плоды девальвации: что начинают экспортировать петербургские компании

Через несколько месяцев после начавшейся девальвации рубля сразу несколько петербургских производств начинают реализовывать планы выхода на экспортные рынки либо расширения своего присутствия за рубежом.

Эксперты отмечают, что момент по-прежнему остается удачным для завоевания международных ниш, и именно в экспортно-ориентированные отрасли следует направлять государственную поддержку.

Made in Russia

В частности, компания "Любимый край" планирует в 2015 году увеличить объем экспорта кондитерских изделий в 1,5 раза к 2014 году. Это стало возможно благодаря недавнему запуску новой фабрики в Горелово Ленинградской области, объем инвестиций в строительство которой составил 1,5 млрд руб.

Как сообщил РБК Петербург гендиректор компании Дмитрий Байков, география экспорта принципиально не изменится. Компания продолжит наращивать объемы в тех странах, с которыми уже работает (Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Израиль, США), из новых стран добавляются Армения, Туркменистан, Киргизия. "Из новых направлений работы мы планируем полноценный выход на рынки Израиля и США. Сейчас продукция компании "Любимый край" присутствует в этих странах только на этнорынке", - добавил Д.Байков. Для этого компания, в частности, ведет работу по получению сертификата кошерности продукции и разрабатывает англоязычную версию упаковки.

"Российская стекольная компания" ("РСК") осваивает новые для себя страны. Как рассказал в рамках проекта Winner совладелец холдинга "Адамант" (в который входит "РСК") Михаил Баженов, компания уже сделала несколько пробных продаж в Данию, Швецию и Финляндию и готовится к полноценному выходу на эти рынки. Для "РСК" экспорт - не только дополнительная возможность, открывшаяся в кризис, но и насущная необходимость на фоне сжимающихся объемов строительства в России. Как уточнил М.Баженов, компания не будет продавать свою продукцию за рубежом самостоятельно, а воспользуется услугами европейских или арабских агентств.

Компания "Мегадор", которая производит энергосберегающие обогреватели, сейчас проходит сертификацию на международные стандарты. «Мы нашли партнера в Эстонии и вместе с ним делаем сертификацию», - рассказал РБК Петербург генеральный директор компании Андрей Голубков.  После получения документов продажи планируется начать в Финляндии, Эстонии, Словакии, Черногории и Италии. В настоящее время продукция петербургской площадки поставляется по всей России, а также в Молдову, Украину и Казахстан. В настоящее время производство компании мощностью 5 тыс. обогревателей в год располагается на территории технопарка в Петербурге. В компании говорят о планах расширения завода.

О расширении экспорта в начале 2015 года сообщал петербургский завод Hyundai. До сих пор компания экспортировала автомобили, собранные в Северной столице, только в страны СНГ - в 2014 году туда было поставлено 26,1 тыс. автомобилей, что составляет 11% от общего объема производства. В марте 2015 года компания решила начать расширение географии своего экспорта со стран третьего мира - Северной Африки и Ближнего Востока. По словам директора по внешним связям ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" Виктора Васильева, заявку на получение сертификата российского происхождения продукции (это необходимо для освобождения от таможенной пошлины при экспорте) компания еще не подавала, поскольку не осуществлены необходимые подготовительные процедуры. Конкретные страны, в которые будут экспортироваться автомобили, пока не определены. По словам В.Васильева, на подготовку уйдет примерно семь месяцев, так что реальный экспорт в дальнее зарубежье начнется в конце нынешнего года.

Об экспортных планах заявлял и другой автомобильный концерн, производство которого расположено в Петербурге, - компания Nissan. Генеральный директор «Ниссан Мэнуфактуринг Рус» Дмитрий Михайлов в феврале 2015 говорил в интервью РБК, что производственные мощности для такого шага уже сформированы, осталось открыть границу и проверить эффективность логистики. "Возросший курс рубля дает нам сразу же математическое превосходство над зарубежными конкурентами. Выход на экспорт может дать нам компенсацию потерянного производственного объема в России", - рассказывал Д.Михайлов.

М.Мейксин сообщал также о планах по расширению экспорта петербургского подразделения мирового гиганта по производству бытовой техники концерна BSH.

Как отмечала в комментарии РБК директор-координатор научно-исследовательских программ МЦСЭИ "Леонтьевский центр" Нина Одинг, несмотря на некоторое укрепление курса рубля в 2015 году, момент для завоевания экспортных рынков остается удачным. Во-первых, по ее словам, рубль все еще стоит дешевле, чем год назад, во-вторых, эксперты ждут очередного валютного скачка.

Поэтому, как полагает эксперт, городскому правительству стоило бы оказать поддержку экспортно-ориентированным отраслям. В частности, выделять средства создаваемого сейчас Фонда поддержки промышленности не на оборонно-промышленный комплекс, как планирует Смольный, а на проекты по расширению экспорта. Среди наиболее перспективных с этой точки зрения  отраслей она назвала пищевую, нефтехимическую, а также IT-услуги.

Экспорт – не панацея

В то же время, возможности экспорта петербургских предприятий, даже являющихся подразделениями мировых концернов, у которых нет проблем с раскруткой своих марок, весьма ограничены.

Говоря о трудностях экспорта, Д.Михайлов объяснил, что для поставок на иностранные рынки надо изменить комплектацию машин. "Российские машины по спецификации - это не те, что в Европе. Начинка у них может сильно отличаться. Поэтому стоимость адаптации автомобиля под конкретные рынки разная. Экспорт в Финляндию может отличаться от экспорта во Францию, поскольку у каждой страны могут быть свои локальные регламенты. Нужно пройти процесс сертификации. Этот процесс еще не изучен - мы никогда не сертифицировали какой-то автомобиль за пределами России. Этот вопрос обсуждается на уровне правительства. Нам нужно сделать пробный тендер, зайти в аналогичный сертифицирующий орган в Европе, попробовать им представить нашу деталь, нашу модель и понять потом, пойдет она или нет".

О необходимости вносить изменения в модели, предназначенные для экспорта, говорит и В.Васильев: «Необходимо изменить модель, чтобы приспособить ее под другие условия эксплуатации, потому что российские условия заметно отличаются от африканских и ближневосточных. Например, там не нужно антикоррозийное покрытие кузова, которое в России совершенно необходимо. Зато нужны другие воздушные фильтры. И так далее», - поясняет В.Васильев. Впрочем, изменения будут не столь существенными, так что производиться автомобили будут на том же конвейере, что и для российского рынка.

Кроме того, для организации нового экспорта необходимо произвести логистические просчеты, сформировать внутрикорпоративные поставки. Все это делает расширение географии поставок весьма хлопотным занятием. Между тем, связанные с этим издержки, как говорят представители петербургских подразделений мировых автоконцернов, не всегда оправданы.

Вопреки распространенному мнению, уровень затрат в России не сильно отличается от других развивающихся стран и даже от стран Европы. Как утверждают эксперты, только стоимость газа и зарплаты у нас сравнительно низкие. Остальные издержки (включая даже электроэнергию) – почти такие же, как и в Восточной Европе.

Но у России есть и существенные недостатки. Главный - очень нестабильная ситуация в экономике. Курс рубля может существенно измениться раньше, чем это прогнозируют эксперты и тогда расширение экспорта станет невыгодным, с учетом всех хлопот по его организации. А вообще, продажи в разных странах регулируются маркетинговой политикой материнских компаний концернов. «Hyundai Motor – глобальная компания, география нашего экспорта определяется главным офисом и планируется на долгосрочную перспективу», - сообщили в ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус". Региональным подразделениям ставятся конкретные задачи, выход за пределы которых у них сильно ограничен внутрикорпоративными правилами.

Российские подразделения созданы для обслуживания главным образом рынка России, отчасти – стран СНГ. Объемы производства, даже самого большого завода, ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус", весьма невелики в масштабе всего мирового производства концерна Hyundai, так что выгода от переориентации продаж с российского рынка на иностранные не даст серьезного эффекта для всего концерна. Тем более что эта переориентация может оказаться весьма краткосрочной и тогда производство и логистику придется опять перестраивать.

Мария Летюхина, Владимир Грязневич

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней


 

.

Лента новостей
Курс евро на 9 мая
EUR ЦБ: 98,95 (+0,64)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Курс доллара на 9 мая
USD ЦБ: 91,82 (+0,7)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Вильфанд объяснил, почему начало мая стало самым холодным за историю Общество, 08:57
В Белгороде погибли 19 человек за день из-за обстрелов Политика, 08:47
В Тбилиси за драку с полицией на митинге задержали гражданина Молдавии Политика, 08:37
ФНС может отказать в возврате средств: 5 сложных ситуаций в работе с ЕНС Pro, 08:29
Microsoft открыла для россиян доступ к обновлениям Windows и Office Технологии и медиа, 08:27
Адвокат находящегося в СИЗО во Владивостоке солдата США обжаловал арест Общество, 08:11
Краснов назвал отказ властей Канады выдать Гунько обелением нацизма Политика, 07:53
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
«Неизведанные возможности». Почему Баффетт советует инвестировать в Индию Pro, 07:47
Минобороны сообщило о 31 сбитом беспилотнике над четырьмя регионами Политика, 07:42
ФСБ доложила об уничтожении трех БПЛА, летевших в людные места Мариуполя Политика, 07:33
Суд отклонил ходатайство защиты о смягчении наказания Олегу Митволю Политика, 07:20
Times узнал о предупреждении для военных Британии об угрозе кражи данных Политика, 07:15
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:08
«Полный сюрприз». Что говорят о чемпионской гонке РПЛ Спорт, 07:00