В Петербурге решили судьбу отданных под вырубку лесов
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поставил точку в продолжавшемся более полутора лет споре о судьбе лесов под Петербургом, отданных под вырубку. Речь идет о пяти крупных лесных участках в Подпорожском и Бокситогорском районах Ленобласти. В конфликт были вовлечены 18 компаний, единственным выгодоприобретателем среди которых оказался лесопромышленный гигант «Лесплитинвест».
Изгнание финнов
Все началось с того, что региональные власти решили сделать природные заказники на территориях, которые ранее были отданы в аренду финской компании Metsaliitto Cooperative под лесозаготовку. В поисках новых лесных угодий финская компания заявилась на все областные аукционы по продаже права заключения договоров аренды. Однако все их заявки были отклонены региональными властями. Единственным выгодоприобретателем стала компания «Лесплитинвест», получившая контракт на аренду лесного участка.
ОАО «Лесплитинвест» — предприятие лесопромышленного комплекса Ленинградской области. По данным сайта компании, входит в промышленную группу «Союз». По данным kartoteka.ru, некоторые компании, входящие в группу, принадлежат Александру Усову, бывшему бизнес–партнеру семьи экс-министра обороны Анатолия Сердюкова.
Расторжение договора
Финская компания и еще несколько компаний лесной отрасли подали около полутора десятков жалоб в УФАС, в которых указывали на неправомерные, по их мнению, действия организатора торгов. Восемь жалоб УФАС поддержал и предписал комитету отменить торги и провести их заново. Но комитет стал оспаривать эти предписания в судах. Дело дошло до Верховного суда, который в июне 2017 года поддержал УФАС. После этого антимонопольщики подали ходатайство о возобновлении возбужденного ранее дела о признании незаконным заключенного контракта между комитетом Ленобласти и ОАО «Лесплитинвест» на аренду на 49 лет с целью заготовки древесины лесного участка в 11 тыс. га в Подпорожском районе. УФАС подало этот иск еще 9 февраля, но Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти приостановил дело до вынесения определения высшей инстанцией. Теперь суд признал договор недействительным.
Поскольку контракт с «Лесплитинвестом» действовал больше года (был заключен 8 августа 2016 года) и компания, по-видимому, уже начала лесозаготовки, суд, ссылаясь на «невозможность возвращения сторон недействительной сделки в первоначальное положение», постановил «признать договор недействительным не с момента его заключения, а с момента вынесения судом решения о признании его недействительным».
Второй шанс
Теперь торги придется проводить заново и судя по ранее предоставленному РБК Петербург ответу на запрос, представительство Группы «Мется» в России (в которую входит ООО «Мется Форест Подпорожье») намерено еще раз попытаться получить для лесозаготовок намеченные участки, необходимые для обеспечения сырьем расположенного в Подпорожском районе лесопильного завода «Мется Свирь».
«ООО «Мется Форест Подпорожье» заинтересовано в расширении своей лесосырьевой базы и принимает участие в организуемых комитетом по природным ресурсам лесных аукционах. Компания рассчитывает, что, в конце концов, будет организован прозрачный аукцион, в результате которого определятся достойные арендаторы этих лесных участков», — заявило представительство Группы «Мется» в России.
Исчезнувшая угроза
Определение Верховного суда, поддержавшее позицию УФАС в споре с чиновниками Ленобласти, имело еще одно важное последствие. Оно признало незаконными практически любые торги по лесным участкам, не прошедшим корректный кадастровый учет (это стало основанием для отмены торгов комитета). В то же время, как ранее писал РБК Петербург, по оценкам экозащитников, отчасти подтвержденным бывшим прокурором Ленобласти Германом Штадлером в интервью газете «Вести», около 900 тыс. га лесных земель Ленобласти разными способами переданы в аренду, управление или в собственность физическим и юридическим лицам, причем, в значительной части — под коммерческую застройку (в основном, жилищную). При этом абсолютное большинство таких участков не проходило корректный (по правилам Земельного кадастра РФ) кадастровый учет и в свете решения Верховного суда все сделки с ними оказываются незаконны и могут быть аннулированы. А это в свою очередь означает, что многочисленные коттеджные поселки и частные поместья построены на этих землях незаконно.
Однако принятый в конце июля 2017 года закон «о лесной амнистии» устранил эту угрозу. Государство признало правомерным использование (в том числе, застройку) лесных участков, даже, если они не прошли надлежащий кадастровый учет при оформлении до 2015 года. «Лесная амнистия» не распространяется лишь на участки, образовавшиеся (оформленные) с начала 2015 года, когда кадастровый учет стал совершенно обязательным.