Лента новостей
Международный суд обязал Россию освободить украинских моряков Политика, 13:54 Украинская прокуратура пообещала вызвать Порошенко на допрос Политика, 13:46 В Таганроге загорелся заброшенный кожевенный завод Общество, 13:39 Путин в поздравлении выразил поддержку властям стран Африки Политика, 13:20 Жирков сообщил о предложении «Зенита» продлить контракт Спорт, 13:08 Никаких отговорок: почему вы боитесь открыть свой бизнес. Тест РБК и «Билайн» Бизнес, 13:01 Аналитики спрогнозировали снижение поставок Huawei на четверть из-за США Технологии и медиа, 12:54 Ледовое шоу с Медведевой и Плющенко в Японии прервали из-за землетрясения Спорт, 12:39 Группа американских генералов попросила Трампа не воевать с Ираном Политика, 12:35 Десять человек пострадали при стрельбе возле бара в Нью-Джерси Общество, 12:20 Петиция за отставку главы администрации Зеленского набрала 25000 голосов Политика, 12:17 Сенатор ответила на слова главы Генштаба Украины о «плохом остатке» СССР Политика, 11:56 Двухмоторный бизнес-джет упал в Атлантическом океане около Флориды Общество, 11:54 39 идей для бизнеса для «мобильных» предпринимателей РБК и ГАЗ, 11:45
С.-Петербург ,  
0 
Профсоюз: Если участники забастовки уволятся, порт Петербурга встанет
Конфликт докеров с руководством «Морского порта Санкт-Петербург» вошел в новую фазу — стороны пытаются договориться, привлекая Смольный в качестве арбитра
Анзор Ломтадзе, глава Российского профсоюза докеров (Фото: Из личного архива)

Вчера, 26 ноября, состоялась встреча руководства порта и профсоюзных организаций с участием вице-губернатора Игоря Албина. Однако сразу после встречи информационная война между участниками конфликта возобновилась.

Как считают эксперты, экономический кризис заставляет менеджмент порта сокращать издержки, а соответственно, пересматривать условия сотрудничества с докерами. Однако глава Российского профсоюза докеров Анзор Ломтадзе утверждает, что у его сторонников есть аргументы, которые помогут добиться уступок от работодателя. В интервью РБК Петербург А.Ломтадзе объяснил, почему участие властей в этом конфликте настолько важно, и дал свой прогноз развития ситуации.

Главное требование бастующих докеров, напомним, это индексация на уровне инфляции тарифной ставки, базового показателя, на основе которого рассчитываются премии и выплаты. Последний раз она индексировалась в 2011 году и с тех пор оставалась неизменной. Тарифная ставка для портовых грузчиков равна 137 рублям в час. Речь идет о поправке примерно на 5%.

Докеры также потребовали сохранить вознаграждение за выслугу лет (от 30 тыс. рублей в год в зависимости от стажа) и дополнительный отпуск за вредные и опасные условия труда.

Без политики

— У докеров раньше возникали конфликты с руководством порта по поводу подписания коллективных договоров?

— Нет, раньше руководство порта выполняло те договоренности, которые были. А сейчас эти договоренности не выполняются.

— Может быть, у руководства появились свои причины для изменения условий труда докеров? Возможно, в связи с кризисом изменилась экономическая ситуация, и порт он не может себе позволить сотрудничество на прежних условиях?

— Нет, экономическая ситуация не изменилась. Грузопоток не упал — вы можете проверить это на сайте ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». По основным видам грузов он не только не сократился, но даже вырос по отдельным позициям. Проблема с работой есть только на контейнерных терминалах. В порту работы достаточно.

— Скажите, для вас лично забастовка — это чисто экономический инструмент, то есть нормальный для рыночной экономики способ диалога с работодателем? Или это политическая акция?

— Политики здесь нет, но получается, что забастовка — единственный способ дать понять администрации порта, что работники не согласны с ее действиями. Более того, предложения, которые работники вносят в коллективный договор, руководство порта даже не рассматривает. Важно и то, что наши действия могут послужить примером для сотрудников других предприятий. Ведь на других предприятиях нашего города (я уже не говорю обо всей стране) ситуация гораздо хуже, чем у нас. Я подозреваю, что многие рабочие, которые живут в достаточно суровых условиях, даже не знают, что такое коллективный договор. Возможно, наш пример поможет им понять, что если не будешь бороться, у тебя отнимут все.

Методом ручного профсоюза

— Вы обвиняете менеджмент порта в создании «ручного» профсоюза «Портовик». Администрация порта в принципе имеет право создать профсоюз?

— Юридически тут нет нарушений — профсоюзных организаций может быть сколько угодно. Хотя, по логике вещей, довольно странно, что председатель профсоюза одновременно является одним из руководителей предприятия. Понятно, зачем этот профсоюз создавался. К тому же людей туда загоняли административным путем. Кого-то под угрозой увольнения, кому-то сделали пропуск на машину.

— У вас есть доказательства, что люди вступали в этот профсоюз под давлением руководства порта?

- Давление было, но люди, которые вступали в профсоюз под давлением, конечно, об этом не заявят. Поэтому доказательств у нас нет.

— И вот таким образом удалось привлечь в профсоюз 60% сотрудников порта?

— Да. Понятно, что часть их них — управленческие кадры, которые готовы были вступить в профсоюз по приказу. Разумеется, нам могут сказать, что все это голословные обвинения. Но мы знаем, какие методы применялись.

Торг с участием власти

— Тот коллективный договор, который был подписан между администрацией и Единым представительным органом работников порта (ЕПОР) можно оспорить в суде?

— Нет, оспорить его нельзя. С формальной точки зрения, работодатель закон не нарушил. Но с точки зрения обстоятельств, которые есть на самом деле, — нарушения были. Фактически работников пытаются обмануть. По этому поводу вчера [26 ноября 2015 года] в Смольном состоялась встреча с участием вице-губернатора Игоря Албина. Там были представители ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и представители профсоюзных организаций.

— И каков итог встречи?

— Игорь Албин гарантировал, что будет контролировать этот вопрос и дал ряд распоряжений, которые будут оформлены протоколом. Мы очень довольны, что город обратил внимание на позицию работников порта. Со вчерашней смены, с 20 часов, докеры возобновили работу и увеличили производительность труда. Все это — под гарантию контроля этого процесса вице-губернатором Албиным.

— Власти города в этом конфликте приняли вашу сторону? Вице-губернатор Албин выразил такую позицию явно?

— Трудно точно сказать, но официальная позиция власти состоит в том, что если в наш профсоюз входит основная часть рабочего класса порта (докеров-механизаторов), то к мнению этих людей нужно прислушаться.

— Сейчас администрация порта обвиняет вас в том, что вы не прислушались к предложению вице-губернатора и до сих пор продолжаете итальянскую забастовку.

— Это неправда. Такие заявления — очередное свидетельство лживой политики руководства «Морского порта Санкт-Петербург».

— Ваш конфликт с администрацией порта — это по сути торг между работодателем и сотрудниками, а не политическая акция, как вы сами сказали. Почему власть должна выступать арбитром в этом конфликте? И при чем здесь митинги и пикеты?

— Все другие методы не дали результата. Мы направили администрации порта свои предложения, но их никто даже не рассматривал. Поэтому наша цель и состояла в том, чтобы привлечь к этому конфликту власти. Что в итоге и произошло: власть нас услышала и обещала участвовать в разрешении этого конфликта.

Забастовка с высоким КПД

— По вашей оценке, насколько забастовка докеров чувствительна для работодателя экономически?

— Официальных цифр на этот счет у нас нет. Также, как нет задачи разорить предприятие.

— Но вы ведь заинтересованы в том, чтобы ваши действия были для работодателя чувствительны.

Докеры снизили производительность труда примерно на 60%. Руководство порта рапортует, что предприятие работает в штатном режиме и пытается решить проблему, привлекая работников через дочерние структуры — ООО «Морское кадровое агентство», ООО «Докер». Но, во-первых, за счет этих резервов дефицит докеров компенсировать не удастся. Они смогли привлечь не более 40-50 человек, в то время как в штатном режиме в одной смене должно работать порядка 80 человек. Во-вторых, на прошлой неделе этих привлеченных работников уведомили, что за ночные смены им уже не доплачивают, урезали еще какие-то доплаты.

— Если ситуация, несмотря на вмешательство властей, зайдет в тупик и все члены вашего профсоюза уволятся — каков будет результат?

— Есть и такие методы воздействия на работодателя. В забастовке участвуют все докеры-механизаторы — это около 400 докеров. Если все участники забастовки уволятся, то порт просто встанет.

Виталий Чернов, главный редактор PortNews

Грузооборот «Морского порта Санкт-Петербург» за девять месяцев 2015 года остается приблизительно на уровне показателей аналогичного периода 2014 года. При этом средняя зарплата докеров за текущий год выросла на 26%. Это произошло за счет изменения системы оплаты труда: она стала больше зависеть от производительности труда. Но зарплата докеров выросла при практически нулевом росте грузооборота. По некоторым направлениям грузооборот даже снизился. В частности, произошло падение грузооборота по контейнерам, которые считаются самым высокодоходным бизнесом для порта. Сокращение в этом сегменте связано с санкциями и падением объема импорта. Однако, насколько я понимаю, выполнение требований докеров не увеличит финансовую нагрузку на порт. Если говорить о прогнозах, то, я думаю, рано или поздно участники конфликта пойдут на взаимные уступки и придут к какому-то компромиссу. Обе стороны в этом заинтересованы.