Перейти к основному контенту
Customer Awards ,  
0 

«Это сигнал для рынка»: в Петербурге собрали примеры заботы о клиентах

Фото: Ведомости/PhotoXPress.ru
Фото: Ведомости/PhotoXPress.ru

С тех пор, как был постулирован принцип «клиент всегда прав» (в 1909 году, англичанином Гарри Селфриджем), компании заявляют о следовании интересам своих клиентов. Но иногда эти заявления голословны, а иногда компании заботятся не так, как хотели бы сами клиенты.

Чтобы выяснить, как на практике организован современный клиентский сервис в Петербурге, и достигает ли бизнес заявленных им задач, РБК Петербург инициировал проект-исследование Customer eXperience. В октябре компании представили для экспертной оценки 73 решения в 10 треках.

Первый анализ представленного пула кейсов говорит о том, что сервис стал сферой высоких технологий: бизнес инвестирует серьезные ресурсы в новые цифровые инструменты обслуживания, и «гонка технологий» сервиса — теперь часть конкурентной борьбы. В то же время вложения в технологии могут быть не оценены клиентом и, наоборот, вызвать отторжение. Видя разнообразие и растущий уровень запросов своих потребителей, компании фокусируются на сборе и оценке обратной связи от них, а также на поиске сочетаний цифровых и «человеческих» элементов сервиса.

Активная позиция в сервисе

Первое, что отметили эксперты проекта Customer eXperience — репрезентативность совокупности кейсов, которую получил РБК от компаний, работающих в Петербурге и Ленинградской области. Большинство компаний, решивших участвовать в исследовании, представили по 2-3 кейса. Больше всего кейсов было представлено в 4 треках: «Цифровые решения для клиентов», «Клиентская поддержка», «Лучшая клиентоцентричная стратегия» и «Клиентский сервис для отдельных групп клиентов». Неожиданно мало было представлено в треках «Доставка» и «Внедрение клиентских медиа и создание User generated content».

Член экспертного совета проекта, генеральный директор ресторана «Мы Же На Ты» Виктория Тихонова объяснила высокий интерес к участию в «сервисном» исследовании обострившейся конкуренцией на рынках, а также возросшей требовательностью клиентов. «Не так давно и компаниям, и клиентам достаточно было самого наличия услуги. Теперь потребителям нужно еще и качество ее предоставления, то есть, сервис. Так что компании вынуждены все время что-то придумывать в части обслуживания, и эта деятельность образует дополнительное поле конкуренции».

«Компании вынуждены что-то придумывать в части обслуживания, и эта деятельность образует дополнительное поле конкуренции»

По мнению директора Центра стратегического маркетинга и инноваций ВШМ СПбГУ Марии Смирновой, в конкурсных заявках видны усилия как по созданию новых процессов и систем обслуживания, так и по поддержанию стандартов сервиса. «Для рынка это отличный сигнал, — считает эксперт. — На примерах отдельных инноваций очевидно, что конкурентам придется нагонять упущенное время, чтобы суметь предоставить клиентам похожее качество услуг, цифровых сервисов, качество работы с жалобами, качество подготовки сотрудников». Таким образом, внедрение отдельных передовых практик развивает рынок в целом, «поднимая планку» стандартов клиентского обслуживания, подчеркивает Мария Смирнова.

Обратная связь

Целый ряд проектов, представленных экспертам, направлен на улучшение продуктов и сервисов на основе обратной связи. Например, компании Dostaевский на основе опросов клиентов и внедрения соответствующих изменений удалось за неделю увеличить долю пользователей, оставляющих обратную связь, с 2% до 8%, и за месяц повысить индекс удовлетворенности покупателей продуктом на 6%. Страховщик «Капитал-полис» решил разработать собственную оценку удовлетворенности клиента, которая позволит детальнее понять запросы потребителя и увидеть работу компании его глазами. «Обкатка оценки проходила внутри нашей компании. Задача была — выстроить максимально информативную и минимально затратную для клиента форму обратной связи. Далее начнется разработка уникального ценностного предложения», — рассказали в компании. Преподаватель курса «Технологии клиентского сервиса» в бизнес-школе ИМИСП Виталий Новиков считает важным в подобных проектах сам факт концентрации на получении достоверной оценки клиентом каждого этапа обслуживания.

«На следующий день после выполнения заказа клиенту, к которому опоздала машина, приходило СМС с извинением и промокодом на скидку»

В тех случаях, когда исправить недостатки обслуживания невозможно, задача работы с обратной связью — вернуть лояльность клиента, предложив достойную компенсацию. Например, сервис «Грузовичкоф» разработал технологию, призванную смягчить одну из основных, как признают в самой компании, «болей» в логистике — несоблюдение сроков подачи транспорта. «Внутри сервиса мы знаем, к каким клиентам приехали несвоевременно. — говорят в компании. — Поэтому была разработана специальная СМС-технология. Её суть в том, что на следующий день после выполнения заказа клиенту, к которому опоздала машина, приходило СМС от «Грузовичкоф» с извинением и промокодом на скидку». Вскоре после внедрения этого решения лояльность клиентов и их реактивация (новые покупки услуг компании), судя по метрикам, значительно повысились. По результатам тестирования решения разработчики сформулировали набор правил, которых стоит придерживаться, применяя СМС-реактивацию.

«А у всех работает интернет?»

Наибольшее количество кейсов представлено в треке «Цифровые решения для клиентов» — как отмечают эксперты проекта, очевидно ускорились технологические изменения в системах коммуникаций с клиентами. Это связано, с одной стороны, с заметным удешевлением технологий (ростом их доступности для бизнеса), с другой — с накоплением цифровых данных, которые теперь можно продуктивно обрабатывать. «В борьбе за своего клиента компании стали уделять большое внимание обратной связи и живому контакту со своими потребителями, — прокомментировал генеральный директор «Систематика Консалтинг» Вадим Злобин. — В этом плане технологии работы с BigData, создание цифровых платформ с элементами машинного обучения, создание и внедрение удобных продвинутых мобильных сервисов — это актуальные тренды, и в ближайшее время мы будем наблюдать их развитие и дальнейший «тюнинг» практически по всем отраслевым срезам — от сервисов доставки еды до предоставления государственных услуг населению».

Например, телеком-компания «Комфортел» разработала технологию, позволяющую мониторинговому центру службы 112 в Ленинградской области ускорить обработку заявок. «Мы внедрили речевую аналитику, которая автоматически распознает речь и конвертирует ее в текст. На основе этого автоматически формируются отчеты. Супервизор вместо прослушивания многочасовых аудиофайлов может проанализировать по ключевым словам качество обработки заявок сотрудниками», — пояснили в компании. Сокращение времени на обработку заявок увеличивает скорость реакции экстренных служб, от которой зависят человеческие жизни и здоровье.

«Супервизор вместо прослушивания многочасовых аудиофайлов может проанализировать по ключевым словам качество обработки заявок»

Активно применяет речевую аналитику для улучшения клиентского сервиса и компания «еТелеком». «В чатах ЖК и группах домов в социальных сетях жильцы делятся мнением о качестве услуг, а мы, обращая внимание не только на прямые упоминания компании, но и на косвенные фразы (например, «у всех работает интернет?» или «как отключить услугу?»), можем узнать причины недовольства напрямую у абонента и разрешить ситуацию в режиме онлайн, — пояснили разработчики суть технологии. — Увидев большое количество негатива из определенной локации, мы можем предугадать аварийную ситуацию и исправить ее до того, как она станет критичной».

Живые для живых

В то же время Виктория Тихонова обращает внимание на «обратную волну» — при всем удобстве цифровых инструментов, потребителям оказалось важным живое общение — не с роботом, а с человеком, и потребители акцентируют этот запрос, вплоть до случаев отказа обсуждать что-либо с голосовыми роботами. Это новое веяние видит бизнес, как следует из представленных кейсов; компании начинают распределять функции между роботами и живыми сотрудниками колл-центров. «Роботы только собирают заявки, а обсуждают с клиентами детали уже сотрудники», — отмечает Виктория Тихонова.

«Живое» обсуждение с клиентами позволяет повысить экономическую эффективность бизнеса. «Наши операторы во время живого разговора подробно узнают детали перевозки и консультируют клиентов по всем возможным вопросам: какой тип автомобиля лучше заказать, нужны ли грузчики, нужна ли клиенту услуга сборки-разборки мебели — клиенты часто не знают о такой возможности», — рассказали в «Грузовичкоф». Благодаря такому «консультативному» подходу, компании удалось повысить число лояльных клиентов и, к тому же, увеличить продажи дополнительных услуг на 38%.

«При всем удобстве цифровых инструментов, потребителям оказалось важным живое общение — не с роботом, а с человеком»

Сервис «с человеческим лицом» крайне важен для особых групп клиентов, например, для маломобильных граждан и родителей с детьми. Для таких категорий группа компаний «Нева Тревел» летом 2023 года ввела в эксплуатацию на линии между Санкт-Петербургом и парком «Остров фортов» (Кронштадт) два новых скоростных катамарана. «Они предусматривают специальные условия для пассажиров с ограниченными возможностями и родителей с детьми: широкие проходы, туалетные комнаты, оборудованные перилами, поручнями и пеленальными столиками, удобные эргономичные кресла и отдельные места для пассажиров, перемещающихся в креслах-колясках. Всё это повышает качество уровня клиентского сервиса, делает водные путешествия комфортными и доступными для самых разных групп пассажиров», — подчеркнули в компании.

Хотя далеко не все представленные для исследования кейсы нравятся экспертам, они отмечают значительное количество хорошо продуманных проектов. «Отдельные заявки являются очень точными, начиная с представления проблемы до способов ее решения и результатов. Именно они в первую очередь привлекают внимание как осмысленные шаги по улучшению возможностей бизнеса в сфере клиентского сервиса», — заявила Мария Смирнова. Виталий Новиков в свою очередь отмечает: «Во многих примерах мы наконец-то видим следование новой модели: вовлечение клиентов, привлечение их к созданию продукта, развлечение клиентов, демонстрация им глубокой экспертизы. Самое главное — мы относимся к ним как к живым людям и себя тоже показываем как живых людей».

Справка

В рамках конкурса-исследования Customer eXperience, компании, работающие в Петербурге и Ленинградской области, представили новые решения по развитию клиентского сервиса, а экспертный совет их оценивает. Лучшие, с точки зрения экспертов, решения определяются путем голосования. Итоги голосования будут представлены 29 ноября.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 15 января
EUR ЦБ: 106,25 (+1,39)
Инвестиции, 14 янв, 18:11
Курс доллара на 15 января
USD ЦБ: 103,44 (+0,73)
Инвестиции, 14 янв, 18:11
Эксперты назвали способ добиться снижения заболеваемости ВИЧ в РоссииОбщество, 07:02
Роботы вместо пехоты. Пентагон готовится к масштабному перевооружениюPro, 07:01
Чехия заявила о решающем моменте из-за российской нефтиПолитика, 06:52
Пожар произошел в ЖК «Савеловский Сити»Общество, 06:24
МИД Ирана отверг создание военного союза с РоссиейПолитика, 06:22
Кирби заявил, что команду Трампа предупредили о новых санкцияхПолитика, 06:03
Байден решил исключить Кубу из списка спонсоров терроризмаПолитика, 05:56
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Уолтц сообщил о начале работы над новым раундом «Авраамовых соглашений»Политика, 05:20
Отстраненного президента Южной Кореи арестовали по делу о мятежеПолитика, 04:50
NBC сообщил о планах Трампа посетить охваченную пожарами КалифорниюПолитика, 04:21
Рассказ двух подозреваемых о смертельном выстреле в Талькова. ВидеоОбщество, 04:15
Следователи прошли через баррикады в резиденцию Юн Сок ЁляПолитика, 04:14
Во Львове решили эксгумировать останки советского разведчика КузнецоваПолитика, 03:46
Тимошенко заявила о превращении Украины «в страну без будущего»Политика, 03:18