Михаил Осеевский: "Чем больше у стола ножек - тем он устойчивее"
Сейчас внимание всех групп бизнеса обращено к власти - и федеральной, и региональной. Кто-то ждет от нее прямой финансовой поддержки, кто-то - более тонких антикризисных мер. Из интервью, которое дал РБК daily вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский, следует: на региональном уровне ждать особо нечего. "Возможности города ограничены", - подчеркивает Михаил Осеевский и уточняет, что многое может сделать федеральная власть.
Принято считать, что кризис влечет за собой как угрозы, так и возможности. Какие возможности открываются, на ваш взгляд, перед российской и в том числе региональной экономикой?
Наша экономика по-прежнему остается недостаточно конкурентоспособной. Это минус и при благоприятной конъюнктуре рынков, но сейчас проблема станет особенно острой. Поэтому мы должны продолжить приватизацию тех активов, которые остаются в руках государства. По-прежнему государство - очень крупный и в большинстве случаев неэффективный собственник. И, конечно, открывается возможность продолжить реформы, обеспечивающие развитие экономики - это и судебная реформа, и совершенствование антимонопольного законодательства, и реформа образования.
То, что кризис ускорит реформы — гипотетическое предположение. Мы же не знаем, планирует ли федеральная власть их ускорять?
Не знаем. Пока мы видим другое. Государственное финансирование направляется в одни проекты, в другие проекты... Но кризис четко покажет, что либерализация экономики, создание условий для развития частного бизнеса - необходимы.
Американская экономика была самой либеральной в мире. Тем не менее, она лопнула.
Я не говорю, что государство не должно регулировать экономику. Наверное, сейчас все понимают, что правила должны существовать. В первую очередь на финансовых рынках.
Я когда-то был на американской бирже сахара и какао. Там объем производных в десятки раз превышал реальный объем какао, обращающийся на рынке. То есть финансисты придумали огромное количество разнообразных инструментов, которые, конечно же, оказывали влияние и на рынки реальных товаров.
Яркий пример — рынок нефти, разогретый не только высоким спросом, но и большим объемом открытых позиций хедж-фондов и других финансовых игроков.
Иными словами, сейчас лопаются мыльные пузыри.
Мы должны прийти к нормальной экономике, работающей в соответствии с фундаментальными законами. Если у компании есть прибыль - ее акции растут, нет прибыли - увы и ах. В последнее время по соотношению капитализации к прибыли очень многие компании оторвались в космос: капитализация превышала прибыль в 10, 20, 30 раз. Сейчас рынок вернулся к ситуации, описанной в учебниках, когда это соотношение составляет 4,5-5.
Значит ли это, что максимально уязвимыми оказались самые крупные частные компании?
Те, кто плохо структурировал свои активы и пассивы, конечно, многое потеряют. Заложенные акции сильно обесцениваются, и, естественно, банки в этом случае вправе реализовать предмет залога - чтобы вернуть эти деньги своим клиентам.
Проблема, которую сейчас все будут обсуждать — насколько экономика, которая сложилась в последние годы — экономика крупных, многоотраслевых холдингов соответствует интересам общества?
Конечно, в условиях глобального рынка, который существовал до сих пор, крупные компании придерживались одной стратегии: они много занимали, на эти деньги покупали новые фирмы, разрастались, их капитализация увеличивалась, благодаря чему привлекалось еще больше заемных средств - и все это работало до той поры, пока сохранялась возможность рефинансирования. Сейчас такой возможности не стало, а базовые показатели деятельности корпораций не слишком хороши. С этой точки зрения у больших компаний - большие сложности.
Вообще, хорош тот стол, который стоит на многих ножках. Когда ножек мало - вся система держится на нескольких крупных корпорациях - стол может накрениться.
То есть часть крупных компаний уйдет с рынка?
Суть кризиса состоит как раз в том, что активы общества перераспределяются - и людские ресурсы, и промышленные активы, и денежные средства.
Звучат оценки, что в новой, посткризисной структуре экономики будут главенствовать средние и малые компании. Многие из них не работали с заемными деньгами.
Я не думаю, что структура экономики существенным образом изменится - во всяком случае, в Петербурге. Какие-то отрасли замедлят развитие на ограниченный период времени. В числе таких отраслей, наверное, будет девелопмент, риэлтерский бизнес и торговля, поскольку люди в период кризиса не склонны к большим тратам. Темпы экономического развития, безусловно, снизятся. Но структура ВРП - распределение доходов между большими, средними и малыми компаниями - не претерпит радикальных изменений.
Каковы антикризисные меры, принимаемые городом?
Мы будем уменьшать расходы бюджета - вероятно, на 20-25 млрд рублей. При этом в приоритете - начатые проекты. От новых проектов, которые пока еще только в планах, город будет отказываться. Придется отложить запланированные проекты в дорожном строительстве, энергетике; отказаться от части ремонтных работ. Собственно, практически все статьи бюджета будут скорректированы.
Что касается фундаментальных антикризисных мер и поддержки бизнеса, то наши возможности ограничены. Поскольку кризис - макроэкономическая проблема, то отвечать за ее решение должны те институты, у которых есть такая возможность: Центробанк, федеральное правительство, законодатели.
Планируется ли создание резервного фонда для поддержки банковской системы региона?
Мы размещаем свободные средства бюджета города на счетах работающих в Петербурге банков. Мы не отозвали депозиты и по-прежнему держим в банках более 30 млрд рублей. Никаких других денег у нас нет, поэтому резервные фонды мы создавать не будем.
Компании сейчас стараются максимально оптимизировать внутреннюю структуру, отказываясь от излишних подразделений и сотрудников. По идее, то же должен сделать и государственный аппарат.
Безусловно. Сейчас город будет проводить аудит всей своей бюджетной сети - а в ней работает несколько сотен тысяч человек - с целью оптимизации расходов. В том числе возможны сокращения штатов.
Записала Елена Кром