Дневник кризиса: люди начинают откладывать «на черный день»
Петербургские предприниматели продолжают вести хроники своих рабочих дней в период кризиса. По просьбе РБК Петербург они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о возможностях для развития. В сегодняшнем дневнике — вовремя проведенная диверсификация строительного бизнеса и неожиданное падение спроса на кондитерскую продукцию.
Геннадий Щербина, президент Группы «Эталон»:
«На повестке каждого рабочего дня — поддержка команды и адаптация бизнеса под сложившиеся условия. От самоизоляции многие устали, это не лучшим образом сказывается на настроении сотрудников. Чтобы как-то скрасить рабочие будни в этом новом, непривычном для большинства формате, мы запустили среди сотрудников флэшмоб #работаемдома. Коллеги делятся в соцсетях креативными фотографиями — как они обустроили рабочее место, как им помогают дети и питомцы.
Конечно, не вызывает позитива вынужденная приостановка строек в Московском регионе. Мы понимаем, что данное решение властей продиктовано заботой о здоровье граждан и стремлением не допустить распространение коронавирусной инфекции. Со своей стороны, мы сделали все, что в наших силах, чтобы оперативно запустить стройки сразу после снятия ограничительных мер. Оставили на площадках всю строительную технику, сформировали резерв стройматериалов, — все это обеспечит впоследствии бесперебойную работу. Мы полагаем, что после снятия моратория на стройки нам потребуется 5-7 дней, чтобы вернуться к прежним темпам. Вместе с тем, мы продолжаем строительство в Санкт-Петербурге, где все площадки укомплектованы рабочей силой, идем по графику. Эта ситуация в очередной раз показала, что диверсификация портфеля проектов способствует устойчивости бизнеса.
Пандемия нарушила почти все привычные процессы. Однако, есть и положительные моменты. Например, она послужила толчком к поиску новых бизнес-решений. Было много разговоров о диджитализации. И вот настал момент, когда от готовности к цифровой трансформации напрямую зависит возможность девелоперской компании осуществлять свою деятельность. Первый вопрос, который мы оперативно решили — организация удаленной работы сотрудников, и, конечно, дистанционных продаж. В результате мы запустили «личный кабинет» с функционалом для удаленных безопасных сделок. Буквально превратили сайты в онлайн-магазины недвижимости. И этот формат наверняка останется популярным и после окончания пандемии.
Определенный оптимизм вселяют озвученные меры поддержки от государства. Строительная отрасль относится к реальному сектору экономики, все понимают, что она является локомотивом для огромного количества смежных сфер. Отмечу, что в поддержке нуждаются не только строители, весь малый и средний бизнес тоже. Именно его представители составляют внушительную долю наших клиентов. Важно создать условия для сохранения платежеспособного спроса. Одним из ключевых шагов станет субсидирование ипотеки, это в какой-то мере сгладит последствия пандемии на рынке недвижимости».
Ирина Снегова, генеральный директор кондитерского объединения «Любимый Край»:
«Конец марта был для нас очень активным. Произошел всплеск отгрузок и заказов от наших клиентов из-за большого спроса в Великий пост и того, что соотечественники затаривались продуктами на время самоизоляции. Но уже в апреле мы увидели довольно сильное падение продаж — по некоторым видам продукции до 20% от запланированного, хотя ожидали, что будет прирост потребления, т.к. кафе и рестораны закрыты, люди едят дома. Но, наверное, больше готовят дома, возможно, перешли на более дешевые продукты или отказались от них, чтобы «сохранить форму».
Параллельно с пандемией начался существенный рост цен на муку и другие ключевые ингредиенты, вызванный повышением курса доллара и евро. Себестоимость продукции в нашей отрасли выросла на 15-40%, в зависимости от продукта. Любой кризис — это высокая неопределенность относительно будущего, люди начинают откладывать «на черный день», потребление становится крайне экономным и взвешенным. Соответственно, сейчас для нас задача номер один — перестроить компанию, ее планы по продажам, бюджеты и ассортимент под изменившуюся реальность, снижение спроса, переход наших потребителей в более дешевый сегмент. Мы очень эффективная компания, у нас нет лишних людей, очень низкие потери при выпуске, но даже нам сейчас нелегко, ведь нельзя потерять качество продукта и честное имя надежного партнера.
Безусловно, большой вызов — удаленная работа. Мы начали переходить на «удаленку» три года назад, такая форма помогает сохранить высокую скорость и качество работы в любой части света. И то, что было сделано ранее, сейчас дает хорошие результаты. Сотрудники знают, что они должны делать, каких результатов мы ждем.
Мой самый большой страх и переживание, что оборотных средств может не хватить, чтобы обеспечить все наши потребности, чтобы мы спокойно могли заплатить поставщикам, своим сотрудникам, оплатить налоги. Хочется, чтобы поскорее наши потребители вышли из режима самоизоляции, начали зарабатывать, ходить в магазины, жить полноценной жизнью.
Радует, что в последнее время я вижу всплеск интереса к обучению, развитию, хобби. Много социальных и волонтерских движений. Важно, что люди в стрессовой ситуации думают не только о себе, но и стараются позаботиться о тех, кому сейчас особенно сложно: пенсионерах, мамах с детьми. Еще меня радует, что большое количество предпринимателей не сложили руки, а наоборот разрабатывают план новой жизни. Придумывают новые продукты, развивают новые каналы продаж, запускают доставку, чтобы не только удержаться, но и сделать рывок в будущем. Все это дает надежду, что дальше действительно все будет хорошо, что пандемию мы победим, самоизоляция закончится и начнется другая жизнь с ростом и позитивом».