Аудиторы ждут от Гарюгина потерянных на «Адмиралтейской» миллионов
Контрольно-счетная палата Петербурга (КСП) не отказывается от своих претензий к ГУП «Петербургский метрополитен» по поводу 466 млн рублей, потраченных при строительстве «Адмиралтейской», несмотря на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти. Об этом сообщает пресс-служба КСП.
Угол зрения
26 февраля 2015 года арбитраж прекратил дело об оспаривании метрополитеном материалов проверки КСП. Аудиторы КСП объясняют это тем, что подобное разбирательс тво не входит в компетенцию арбитража. На самом арбитраже объясний прекращения дела нет.
В тот же день на сайте петербургского метро появилось сообщение, что подобное решение суда избавляет их от исполнения предписания КСП (возместить 466,5 млн руб. ущерба бюжету Петербурга). «Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области определил, что представление Контрольно-Счетной палаты Санкт-Петербурга, выданное 01.12.2014г. в адрес ГУП «Петербургский метрополитен», носит информационный характер, не подлежит обязательному исполнению и ответственность за его неисполнение действующим законодательством не предусмотрена».
Однако в КСП категорически не согласны с такой трактовкой судебного решения. В частности, аудиторы говорят, что "в ходе судебного заседания суд рассматривал вопрос относительно подведомственности спора арбитражному суду. Учитывая, что обжалуемое представление не обладает признаками ненормативного правового акта, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, производство по данному делу было прекращено, отметили в КСП".
Но аудиторы утверждают, что прекращение производства по делу не отменяет действие их представления, в том числе его исполнения и информирования о принятых мерах.
«Информация о принятых ГУП «Петербургский метрополитен» мерах должна быть представлена метрополитеном в Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга. По результатам анализа полноты мер, принятых предприятием, Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга будет принято решение о необходимости вынесения предписания, содержащего обязательные требования, за неисполнение которых предусматривается административная ответственность», - добавили в КСП.
Аудиторы напомнили, что представление руководству метрополитена они вынесли 1 декабря 2014 года. Тогда КСП пришла к выводу, что ГУП «Петербургский метрополитен» нанес бюджету Санкт-Петербурга ущерб не менее 466,55 млн рублей при производстве строительных работ при создании наземного вестибюля станции метро «Адмиралтейская».
Закопанные миллиарды
Ранее РБК Петербург писал, что всего КСП выявила финансовые нарушения при строительстве и эксплуатации метро в 2011-2013 годах на 9,2 млрд рублей. Основной ущерб принесли как раз заключенные предприятием инвестконтракты на строительство вестибюлей метро с многоэтажными торгово-развлекательными комплексами.
Стоит напомнить, что более 12 лет назад мэр Северной столицы Владимир Яковлев подписал распоряжение, которое давало возможность метрополитену привлекать инвесторов для ремонта вестибюлей. В 2004 году губернатор Валентина Матвиенко предложила сооружать за счет средств бюджета только наклонные ходы, а для строительства вестибюлей привлекать инвесторов. Спустя четыре года частный капитал разрешили привлекать не только для ремонта, но и строительства вестибюлей. Размер платежа в бюджет города определяли оценщики, которых нанимал инвестор. При этом стоимость работ согласовывалась с КУГИ и ГУИОНом. Как подметила «Фонтанка», итоги конкурсов обычно объявлялись с большим запозданием или же вовсе держались в секрете.
В ходе недавней проверки внимание аудиторов привлекли контракты по застройке 3,5 га земли на шести новых станциях метро. Участки для привлечения инвесторов к строительству наземных вестибюлей, совмещенных с ТРК, КУГИ Смольного передал в период правления В.Матвиенко ГУП «Петербургский метрополитен». Метрополитен разместил контракты на закрытом конкурсе. В итоге на пяти станциях многоэтажные ТРК возведены структурами крупнейшего в городе владельца и оператора торговой недвижимости «Адамант» Игоря Лейтиса, Михаила Баженова и Евгения Гуревича. А более 10 тыс. кв. м коммерческих площадей на станции «Адмиралтейская» в двух шагах от Дворцовой площади построило ЗАО «Советник» холдинга «Петромир» Михаила Мирилашвили. За право разместить на станциях коммерческую недвижимость и приватизировать на льготных условиях участок застройки инвесторы, по данным КСП, перечислили в казну от 1,5 млн руб. на станции «Звенигородская», 2,6 млн руб. - на «Бухарестской» и 7,8 млн руб. - на «Международной» до 70 млн руб. - на «Адмиралтейской». Приглашенный КСП независимый оценщик пришел к выводу, что даже самая высокая сумма компенсации занижена в 20 раз.
Что касается последней станции, тот, как уточняет «Фонтанка», по договору с «Советником» свайное основание под зданием на Малой Морской, где располагается станция «Адмиралтейская» и ТЦ «Адмирал», должен был делать инвестор. Однако в реальности эти работы выполнил «Метрострой» при возведении наклонного хода станции. По оценке КСП, их стоимость составила не менее 466 млн рублей: как указано на сайте палаты, метрополитен «неправомерно принял решение об освобождении инвестора от возмещения затрат бюджета».
В метрополитене ранее говорили, что после возведения здания была проведен расчет нагрузки на фундамент, который показал, что стоимость свайного основания составляет 271 млн рублей. «Советник» перечислил эти средства в городской бюджет. Следствию же теперь предстоит выяснить, чья оценка стоимости фундамента более точна – КСП или самого метрополитена.
В ходе проверки аудиторы, кстати, выявили также 292 несогласованные с властями сделки ГУП, в которых «имелась заинтересованность» руководителя ГУП Владимира Гарюгина, а также обнаружили, что счета метрополитена размещены в банке «Санкт-Петербург», в наблюдательный совет которого входит Гарюгин. Кроме того, 33 объекта недвижимости метро не зарегистрированы в госреестре, а еще 13 (включая новые станции) стоимостью 36,7 млрд руб. эксплуатируются без разрешения на ввод, что может угрожать их безопасности. В отчете также отмечаются факты предоставления имущества метрополитена в аренду по заниженной стоимости или безвозмездно.
Уголовное дело
Петербургский метрополитен отверг все выводы аудиторов. Начальник метрополитена Владимир Гарюгин в декабре говорил: «Никаких расхищений, никакого ущерба бюджету на 9 млрд рублей не было». Тогда же ГУП оспорил выводы КСП в арбитраже.
Но оправдания руководства ГУП, по всей видимости, пока не устроили не только КСП, но и следственные органы. На руководство метрополитена в середине февраля завели уголовное дело по ч.2 ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). По версии следствия, в 2012 году начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин и иные лица использовали свои полномочия ради извлечения выгоды при заключении инвестиционного договора о строительстве комплекса наземного вестибюля станции метрополитена «Адмиралтейская» (коммерческий объект). «В результате бюджету города Санкт-Петербурга был причинен ущерб в сумме не менее 466 миллионов рублей, а также нанесен существенный вред охраняемым законом интересам государства», - говорят в СК.
После этого в пресс-службе вице-губернатора северной столицы Игоря Албина, между тем, сообщили, что В.Гарюгин покинет свой пост только в случае доказательства его вины. «Гарюгин не будет отстранен от своей должности до тех пор, пока его вину не докажет суд. Это позиция вице-губернатора Игоря Албина, которая основана на действии презумпции невиновности в соответствии с законом», - цитирует «Интерфакс» пресс-секретаря вице-губернатора Елену Михину.
Роман Кизыма