Петербург обогнал регионы России по неполной занятости работников
Санкт-Петербург возглавил рейтинг регионов с наибольшим числом работников на неполной занятости. Здесь в таком режиме работают 18,4% работников (или 281,3 тыс. человек), говорится в исследовании аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росстата. В среднем по стране это число составляет 14%. Эксперты указывают, что большая неполная занятость наблюдается преимущественно в регионах с высокими зарплатами и низкой безработицей.
В FinExpertiza уточняют, что под не полностью занятыми понимаются несколько категорий сотрудников крупных и средних российских компаний: те, кто работает неполное рабочее время (менее 40 часов в неделю, по инициативе работодателя или по собственной); те, кто находится в простое или отпуске без сохранения зарплаты; работники в отгулах. Речь идет о белой официальной занятости, тогда как в неформальном секторе России, по оценкам Росстата, заняты около 19% всех работающих граждан.
Кроме Петербурга, большая неполная занятость наблюдалась в Самарской области (18%, или 132,5 тыс.), Пермском крае (17,8%, или 102,9 тыс.), Крыму (17,5%, или 58,1 тыс.). Москва не вошла в первую десятку, но заняла 11-е место (16%, или 617,5 тыс. человек). Наименьшая доля таких работников характерна для Северо-Кавказского федерального округа: Чечни (1,8%), Ингушетии (2,9%), Калмыкии (4,7%), Карачаево-Черкесии (5,5%), Северной Осетии (5,6%), Дагестана (5,6%).
В целом по стране неполная занятость на предприятиях в июле—сентябре 2022 года достигла рекордных 4,66 млн человек, выше пиковых значений пандемии, сообщают в FinExpertiza. сравнению с аналогичным периодом прошлого года число занятых неполное время выросло на 7,3%, или на 319 тыс. человек.
Во ВНИИ труда (подведомственен Минтруду) считают, что прирост численности работников, находившихся в режимах неполной занятости, связан со структурной перестройкой бизнеса. Это сотрудники организаций, которые вынуждены были перестраивать производственные и логистические цепочки и на время приостанавливать работу, а также сотрудники компаний, которые проходили реорганизацию, где перед передачей бизнеса новому собственнику, как правило, приостанавливалась деятельность.
По данным Росстата, количество отработанного времени, приходящегося на работника в среднем, в третьем квартале 2022 года было меньше, чем в допандемийном 2019 году, но выше, чем в предыдущие два года: в этом году оно составляло 7,05 часа против 7,01 в 2021-м и 7,03 в 2020-м. Это говорит о том, что режимы неполной занятости в текущем году затронули больше работников, нежели в прошлые два года, однако длительность этих перерывов в работе была меньше, указывают во ВНИИ труда.
«Рост неполной занятости сегодня — довольно точечная история, происходящая в отдельных отраслях, которые больше всего пострадали от санкций. В первую очередь это производство автомобилей, где до сих пор четверть сотрудников находятся в простое, а также деревообработка — там в простое около 10%. В целом в промышленности есть существенные проблемы, но не во всей, конечно. В то же время сектор услуг чувствует себя сравнительно неплохо, в том числе благодаря параллельному импорту», — говорит старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок.