Крупнейший перевозчик Петербурга переходит на белорусские колеса
Один из крупнейших пассажирских перевозчиков Петербурга и Ленобласти - «Питеравто» - планирует закупить 250 белорусских автобусов по контрактам жизненного цикла. Как сообщил РБК Петербурга представитель пресс-службы компании Евгения Титова, закупка запланирована на 2016 год. Стоимость контракта может составить порядка 2-2,5 млрд рублей. Точная сумма будет определена после завершения этапа переговоров.
В текущих экономических условиях, когда затраты автоперевозчиков на содержание автопарка выросли на 30% и более, «Питеравто» нашел способ переложить сервисное обслуживание на плечи производителя. Пока речь идет о тестовой партии в 250 автобусов большой и особо большой вместимости белорусских производителей. В дальнейшем, «Питеравто» рассматривает возможность закупки около тысячи машин различного класса ежегодно. Потратить на эти цели планируется порядка 15 млрд рублей.
В настоящее время переговоры о сотрудничестве ведутся с Минским автомобильным заводом (МАЗ). «Мы ищем поставщиков, которые не просто предложат наименьшую цену, но будут готовы плотно работать вместе с нами, реализовывать новые экономические механизмы, которые предлагаются федеральным центром», - приводит пресс-служба слова управляющего директора холдинга «Питеравто» Андрея Маркова.
«К сожалению, такие условия смогли предложить немногие поставщики. «МАЗ» оказался более лоялен к российским покупателям и готов предложить выгодные условия. В том числе, обратный выкуп автобусов по истечении пяти лет эксплуатации за треть стоимости [именно на этот срок в Петербурге и Ленобласти заключаются контракты на перевозку – прим. ред.]», - поясняют в компании выбор партнера. Под «особыми условиями» понимается также контракт жизненного цикла. По нему за ремонт и обслуживание автобусов отвечает поставщик техники. «Сегодня все эти расходы ложатся на автопарки, - поясняют в «Питеравто». - На первый взгляд, такие новшества не очень выгодны поставщикам. На самом же деле, этот вариант работы стимулирует предприятия покупать новую технику».
Для закупки компания планирует направить собственные средства и использовать механизмы лизинга. В случае, если сделка состоится, в сфере общественного транспорта «Питеравто» и «МАЗ» могут стать первыми предприятиями, заключившими контракт жизненного цикла. Ранее ГУП «Пассажиравтотранс» в Петербурге пытался заключить подобный контракт, но сделка сорвалась.
Однако, по словам экспертов, в текущих условиях ни лизинг, ни контракт жизненного цикла не выгоден для покупателя. «И лизинг, и контракт жизненного цикла повышают стоимость техники в два раза, тем более если завод-изготовитель гарантирует выкуп этой техники по истечение определенного времени за 30% стоимости, - говорит председатель петербургской ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев. - Получается, что перевозчики экономят в далекой перспективе».
В.Киселев обращает внимание на то, что технику «МАЗ» можно условно назвать белорусской (равно как и технику, произведенную в России, российской). «Сегодня можно говорить только о технике иностранного производства. И белорусские, и наши автобусы собраны из комплектующих иностранного производства. Двигатели, коробки передач, подвеска – это MAN, Scania, Mercedes - компании, занимающие лидирующие места на европейском рынке. У нас нет российской техники - мы ее убили уже давно. Поэтому, когда мы говорим о качестве белорусской техники, можно говорить только о качестве ее сборки, а учитывая, что мы используем одни и те же детали, то она такая же, как у нас, но дешевле за счет особенностей экономических отношений в Белоруссии».
На сегодняшний день автопарк «Питеравто» насчитывает 2,5 тыс. автомобилей, из них 1,7 тыс. автобусов работают на территории Петербурга и Ленобласти (400 социальных и 1,3 тыс. коммерческих). Компания обслуживает 362 маршрута на территории Северо-Запада. Ее совокупный оборот в год составляет порядка 4 млрд рублей. Компания контролируется Леонидом Бондаренко.