Хорошие финансовые результаты не сделали "Ленту" дороже
Компания «Лента», владеющая одноименной сетью магазинов, опубликовала финансовую отчетность за первое полугодие 2016 года. Незадолго до этого раскрылись еще два федеральных ретейлера — «Магнит» и «Дикси». Результаты у всех трех компаний оказались парадоксальными с точки зрения их влияния на котировки акций ретейлеров. Игроки, показавшие наибольшую динамику прироста чистой прибыли, не смогли впечатлить инвесторов и потеряли в капитализации. А котировки аутсайдеров, наоборот, ощутимо выросли.
Прибыли и убытки
По темпам роста чистой прибыли по итогам первого полугодия 2016 года наибольшую динамику показала «Лента», опередив сети «Магнит» и «Дикси», акции которых торгуются на Московской бирже. По итогам полугодия чистая прибыль «Ленты» выросла до 4,4 млрд руб., что в 1,5 больше результатов аналогичного периода 2015 года. Для сравнения: «Магнит» показал лишь 3,3% прироста (26,1 млрд руб. чистой прибыли), а «Дикси» получила убыток в 0,4 млрд руб, следует из отчетности компаний.
По динамике EBITDA «Лента» также обогнала конкурентов, улучшив этот показатель на 16,4% — до 13,7 млрд рублей. EBITDA Магнита по итогам первого полугодия 2016 года достигла 51,6 млрд рублей (рост в 6%), а «Дикси» — 6,3 млрд (минус 8,2%), следует из отчетности компаний.
Без сюрпризов
Финансовый результат «Ленты» не стал сюрпризом для инвесторов, полагает аналитик «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. По его словам, сеть продемонстрировала «устойчивое органическое развитие на фоне сильных lfl-показателей (позволяют отслеживать динамику ретейлера без учета расширения сети – ред.): роста чека и трафика на 3% и 2,1% соответственно».
По мнению аналитика, драйвером роста чистой прибыли «Ленты» стало сокращение финансовых расходов ретейлера, которое произошло благодаря снижению ставок межбанковского кредитования Mosprime. Как следует из материалов Центробанка, за год, с 1 июля 2015 года, ставки Mosprime снизились с 12,53% до 11,51%.
При этом благодаря высокой относительно рынка долговой нагрузке (у «Ленты» она на начало 2016 года составляла 74% валюты баланса, у «Магнита» — 59%, у «Дикси» — 68%) снижение ставок Mosprime оказало на маржу ретейлера больший эффект, чем у конкурентов, считает Т. Нигматуллин, что и обеспечило высокую динамику чистой прибыли.
Биржевые парадоксы
Наименее убедительные результаты полугодия показала сеть «Дикси», что, по мнению Т. Нигматуллина, объясняется ошибками ретейлера в управлении ассортиментом. Как писал «Коммерсантъ», ссылаясь на данные поставщиков «Дикси», в конце мая 2016 года ретейлер информировал своих партнеров о предстоящей оптимизации ассортимента. Так, количество позиций в безалкогольных напитках и пиве планировалось сократить на 70%, в кондитерских изделиях — на 50%.
В среднем по сети сокращение должно было составить 45%. До этого компания озвучивала планы значительного увеличения доли собственных торговых марок на полках. «Ретейлеру никак не удается найти оптимальный баланс между наценкой и оборачиваемостью, — прокомментировал итоги этих изменений Т. Нигматуллин. — Сеть, похоже, перестаралась с товарами собственных торговых марок».
Впрочем, положительный финансовый результат «Ленты» и «Магнита» за полугодие не оказал положительного влияния на котировки акций этих ретейлеров. В день публикации отчетности цена акции «Ленты» снизилась на 2% и составила на момент закрытия торгов 513,5 руб. Капитализация «Ленты» на момент закрытия торгов составила 242,3 млрд руб. против 247,2 млрд за день до раскрытия.
Акции «Магнита» после публикации отчетности потеряли в цене 3,7%. Зато у «Дикси», несмотря на слабые результаты полугодия, акции подорожали на 2,3%, а капитализация компании выросла на миллиард — с 42,9 до 43,9 млрд руб.