Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Депутата Галямину оштрафовали на 200 тыс. руб. за пикет в поддержку Азара Общество, 12:22 Минтранс Турции объявил о возобновлении авиасообщения с Россией Общество, 12:17 В Белоруссии завели дело после акции протеста в Минске Политика, 12:13 Канье Уэст отказался от планов стать президентом Стиль, 12:06 Минфин сообщил о получении семьями с детьми 99% выделенных средств Общество, 12:03 Российский рекордсмен в прыжках с шестом будет выступать за Белоруссию Спорт, 12:00 Когда нас заменит искусственный интеллект: подкаст РБК Тренды Экономика инноваций, 12:00  Добровольцы сообщили о побочных эффектах при испытании вакцины от COVID Общество, 11:56 Во дворе московского ЖК построят детскую площадку за 88 млн рублей Недвижимость, 11:47 Опрос показал интерес россиян к частичной удаленной работе Общество, 11:46 Как доля онлайн-продаж «ВкусВилл» выросла в 30 раз РБК и #CloudMTS, 11:42 Новосибирские ученые получили нейтрализующие COVID-19 антитела Общество, 11:37 Сбербанк получил 80% в совместном предприятии с «Союзмультфильмом» Финансы, 11:33 В «Бессмертном полку» допустили перенос шествия на осень Общество, 11:33
С.-Петербург ,  
0 

Бизнес предупредил о возможном появлении в России нового госмонополиста

Фото: Замир Усманов/Интерпресс
Фото: Замир Усманов/Интерпресс

Правительство РФ хочет предоставить Федеральной кадастровой палате (ФКП), структурному подразделению Росреестра, право заниматься кадастровым бизнесом на этом же рынке. В результате, уверены частные компании, будет создан государственный монополист, который уничтожит рынок, на котором сейчас работает около 10 тыс. компаний и почти 30 тыс. лицензированных кадастровых инженеров.

ФКП мотивирует решение низким качеством работы частников. Последние утверждают, что все обстоит как раз наоборот, а при монополизации рынка будет еще хуже, что нанесет огромный ущерб заказчикам кадастровых работ, в первую очередь строительной отрасли.

Коварный законопроект

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 962484-7 «О внесении изменений в ФЗ » О государственной регистрации недвижимости» и другие законодательные акты РФ в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав». Дата первого чтения законопроекта еще не назначена. 10 июля состоится его обсуждение в Общественной палате РФ (так называемые «нулевые чтения»), а поправки к нему принимаются до 8 июля.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, он «направлен на повышение качества и доступности государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав».

По мнению активно комментирующих законопроект кадастровых инженеров, он действительно вводит много полезных новшеств в порядке кадастрового учета, регистрации прав на недвижимость и предоставлении гражданам и бизнесу запрашиваемой информации.

В то же время, отмечают они, законопроект содержит новую статью 31, пункт 5 которой предусматривает право ФКП на платной основе «в случаях, установленных правительством РФ, осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений …». А в пункте 2.15 уже без отсылки к правительству прямо говорится о праве ФКП (разумеется, за плату) «определять координаты характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, устанавливать описания местоположения границ земельных участков и определять площади таких земельных участков при исправлении реестровых ошибок». Всего эксперты насчитали 15 коммерческих услуг, открываемых для ФКП различными положениями законопроекта.

Это новшество, не имеющее прямого отношения к заявленной цели законопроекта и, что характерно, вообще не упомянутое в пояснительной записке, очевидно наделяет ФКП правом заниматься коммерческой деятельностью на рынке кадастровых услуг.

Угроза монополизации

Участники проходившего 23 июня вебинара петербургской «Деловой России» и регионального отделения «Клуба лидеров», посвященного состоянию конкурентной среды на рынке кадастровых услуг, считают, что это новшество приведет к созданию госмонополии на рынке, объем которого в Петербурге и Ленобласти оценивается в 4 млрд руб. (всего в РФ в 2019 году было размещено заказов примерно на 16 млрд руб.).

Одно дело — взимать плату за предоставление информации (выдачу всевозможных справок и выписок), и совсем другое — готовить на коммерческой основе документы для кадастрового учета и регистрации прав, то есть, выполнять кадастровые и землеустроительные работы, чем согласно законодательству занимаются компании на рынке кадастровых услуг, говорили участники вебинара.

Опасения бизнеса связаны с тем, что ФКП как подразделение Росреестра обладает доступом к базам данных, полномочиями по учету, проверке и выдаче документов, что дает государственной структуре преимущество перед другими игроками рынка, в результате чего сотни (а может и тысячи) мелких и средних частных компаний лишатся заказов и будут вытеснены с рынка. «Пройдет полгода-год и рынок кадастровых услуг будет попросту уничтожен», — высказал на вебинаре общее мнение председатель комитета по строительству петербургского отделения «Опоры России» Глеб Лукъянов.

Такое мнение поддержали 84% кадастровых инженеров, опрошенных «Деловой Россией», Торгово-промышленной палатой и «Опорой России» при поддержке Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) среди 4,67 тыс. респондентов в 85 регионах страны. При этом около 60% опрошенных высказались за необходимость дерегулирования рынка и снятия существующих барьеров.

«Кадастровый инженер или компания вынуждены запрашивать огромное количество документов у ФКП и через нее ставить объекты на учет. Негосударственные кадастровики напрямую будут зависеть от государственного конкурента, который имеет не только рычаги, чтобы тормозить их работу, но и прямой интерес делать это, поскольку пойдет борьба за рынок», — говорил генеральный директор СРО «БОКИ» Леонид Желнин в 2017 году, когда ФКП предприняла первую попытку заняться кадастровым бизнесом через издание главой Росреестра соответствующего ведомственного акта.

Вторая попытка

Тогда ФАС, рассмотрев жалобу ассоциаций кадастровых инженеров, вынес предупреждение о недопустимости совмещения Кадастровой палатой функций госуправления и хозяйствующего субъекта, что прямо запрещено антимонопольным законодательством. ФАС по-сути согласился с угрозой монополизации рынка, признав, что «совмещение таких видов деятельности может повлечь ограничение конкуренции на рынке кадастровых и землеустроительных работ».

По мнению члена экспертного совета СРО «Кадастровые инженеры» и экспертного совета АСИ Татьяны Мартыновой, угроза особенно велика ввиду того обстоятельства, что около 90% всех заказов на рынке размещаются государственными и муниципальными структурами, готовящими земельные участки для выставления на торги, а также госкорпорациями. «Понятно, что эти госзаказчики добровольно или принудительно будут отдавать заказы подразделениям ФКП, которые априори гарантируют положительный результат», — уверена она.

«Фактически этот запрет [на совмещение Кадастровой палатой функций — ред.] призван предотвратить получение хозяйствующим субъектом преимуществ перед конкурентами, осуществляющими аналогичную деятельность», — прокомментировал решение заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.

Сейчас ФКП предпринимает вторую попытку вторгнуться на рынок. Позиция ФАС в нынешней истории, практически повторяющей прошлую (формулировки по-сути совпадают), пока не известна — заключение ФАС в пакете документов к законопроекту отсутствует. РБК Петербург направил в ФАС соответствующий запрос.

Кто больше ошибается?

Сейчас, как и тогда, главным аргументом ФКП является претензия чиновников к большому количеству ошибок, допускаемых частниками при подготовке документов. По данным ФКП, более 40% решений органа регистрации прав о приостановлении государственного кадастрового учета связано с наличием ошибок, допущенных кадастровыми инженерами при подготовке необходимых документов. Граждане, уточняют в ФКП, как правило, жалуются на затягивание инженерами сроков выполнения работ, а также на нарушения порядка согласования границ участков.

Член генерального совета «Деловой России», сопредседатель рабочей группы «Земля и недвижимость» при правительстве РФ Николай Алексеенко считает эти претензии необоснованными: «С 2017 года в России было объявлено 42 тысячи тендеров на кадастровые работы. В итоге в СРО потупило всего 54 жалобы, из которых только в 9 случаях по результатам рассмотрения были приняты дисциплинарные меры в отношении частных кадастровых инженеров. То есть, профессиональный уровень частных компаний, работающих сегодня на этом рынке, вопросов не вызывает». При этом, около 60% всех заказов исполняли региональные подразделения ФКП, которая вопреки позиции ФАС продолжала заниматься коммерцией на рынке кадастровых услуг, отмечает Татьяна Мартынова.

В то же время, на сайте Национального объединения кадастровых инженеров содержится великое множество претензий к качеству работы ФКП. В частности, затягивание сроков выполнения работ, как свидетельствуют участники рынка, связано с некачественной, к тому же несвоевременно предоставляемой, исходной информацией, необходимой для выполнения работ, которую кадастровые инженеры получают из Росреестра и от владельцев земельных участков. «Например, с сентября по ноябрь 2019 года мы не могли получить более сотни кадастровых планов территорий из Росреестра, хотя заплатили порядка 200 тыс. рублей за их получение в установленные сроки», — говорит Татьяна Мартынова.

По аналогичной причине нарушается порядок согласования границ участков. Из-за этого, например, происходят наложения друг на друга земельных участков при их постановке на кадастровый учет. «В Ломоносовском районе лесные земли накладываются на 3,5 тыс. участков, прошедших кадастровый учет, в Выборгском — на 7,5 тыс. участков, в Тосненском — на 5 тыс. участков», — сообщал «Деловому Петербургу» генеральный директор ООО «ПП «Радиант» Владислав Николаев. «Электронный кадастр РФ, за который отвечает ФКП, неработоспособен в силу разных причин», — утверждает Татьяна Мартынова.

Претензии к работе Росреестра высказал на вебинаре и представитель заказчиков кадастровых услуг — генеральный директор АО «Северо-Западная строительная корпорация» Михаил Голубев. «Сегодняшняя организация работы по межеванию, кадастровому учету, технической инвентаризации в рамках госструктуры абсолютно не отвечает запросам рынка. Если мы хотим увеличивать ввод жилья в рамках нацпроекта, мы должны поддерживать конкуренцию на рынке кадастровых услуг. Обсуждаемый законопроект — это шаг в прошлое», — считает он.

Работой региональных подразделений Кадастровой палаты недовольны даже чиновники. В частности, летом 2017 года глава администрации Всеволожского района Ленобласти Андрей Низовский заявил: «Росреестр и Кадастровая палата работают очень плохо. Постоянное нарушение сроков выполнения регистрационных и учетных действий может привести к срыву госпрограмм и невозможности объективного формирования налоговой базы, есть примеры незаконных сделок, появления земель сельхозпредприятий в центре Всеволожска. Недобросовестные сотрудники создают искусственные препоны, бизнесмены и граждане постоянно жалуются на очереди и вымогательство, хотя последнее доказать сложно».

С тех пор, утверждали участники вебинара, ничего по-существу не изменилось. «Единой электронной картографической основы в приемлемом качестве мы до сих пор так и не видим», — привел пример Николай Алексеенко. Частные кадастровые фирмы «выпрыгивают из штанов» чтобы качественно исполнять контракты, но если рынок будет захвачен госкомпанией, ее сотрудники вряд ли будут особенно напрягаться, уверены участники вебинара. В результате качество работ опустится «ниже плинтуса», что самым негативным образом отразиться на заказчиках и их бизнесах, предупреждают кадастровые инженеры.

Пострадают строители и МСБ

«Принятие данного закона может негативно сказаться на одной из ключевых отраслей нашей страны — строительстве, — резюмирует председатель Санкт- Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов. — Во-первых, качество выполненных кадастровых работ, достигаемое в благоприятных условиях конкурентной среды, непосредственно влияет на реализацию строительных проектов. Во-вторых, если большая часть работ будет перераспределена в пользу государственного сектора, это потребует укомплектования Росреестра кадрами и техническим оборудованием, и вместе с дальнейшей настройкой работы всей системы займёт достаточно продолжительный период.

Как итог, это может повлиять на скорость запуска начальных этапов строительного цикла, и далее по цепочке — на скорость и качество строительных работ последующих этапов, а в масштабах страны — на реализацию национального проекта «Жилье и городская среда». Кроме того, если в результате огосударствления рынка многие частные компании будут вынуждены прекратить свою деятельность, то бюджеты многих регионов страны недополучат значительные налоговые отчисления. Это также негативно скажется на экономике, особенно в восстановительный период».

РБК Петербург направил запрос в Росреестр.