Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Прирожденный предприниматель: определите свой бизнес-уровень РБК и HUAWEI, 13:05 Boeing-767 «Узбекских авиалиний» вынужденно сел в Казани Общество, 13:01 Кремль назвал темы предстоящих переговоров Путина и Эрдогана Политика, 13:00 Кремль назвал необычным письмо Трампа Эрдогану с упоминанием дьявола Политика, 12:50 Государство заработало более 142 млрд руб. на крабовых аукционах Бизнес, 12:46 Кремль ответил на вопрос о снятых с поезда американских дипломатах Политика, 12:45 Британия и ЕС объявили о сделке по Brexit Политика, 12:42 Суд обязал Парк Горького выплатить компенсацию за обрушение моста Общество, 12:41 Хабиб Нурмагомедов отменил пресс-конференцию в Москве Спорт, 12:41 Валерия Гай Германика — РБК Стиль: «Были бы деньги, я бы сейчас ого-го!» Стиль, 12:40 Прокуратура Новосибирска начала проверку из-за смерти старшеклассницы Общество, 12:37 Insurtech: как технологии трансформируют рынок страхования Партнерский материал, 12:35 Поэтапное раскрытие эскроу: как поможет девелоперам и защитит покупателей Недвижимость, 12:34 Володин назвал разницу между оппозиционерами и «агентами влияния» стран Политика, 12:29
С.-Петербург ,  
0 
Эксперты прогнозируют двукратный рост доходов Петербурга и Ленобласти
Большие проекты в портах российской Балтики могут вдвое увеличить доходы бюджетов Петербурга и Ленинградской области, подсчитал РБК Петербург на основе экспертных оценок.
Фото: Александр Тарасенков/Интерпресс

Отечественный бизнес вновь открыл для себя возможности российской Балтики: в заявленные весной-летом этого года проекты расширения портов в Петербурге и Ленинградской области совокупно будет инвестировано, по планам, порядка 1 трлн руб. В случае их успешной реализации, доходы бюджетов двух регионов могут увеличиться примерно вдвое. Правда, почти весь триллион инвестиций предназначен для обеспечения экспорта сырья, в том числе, экологически «спорного» угля, от использования которого пытаются отказаться западноевропейские страны, замечают эксперты. С другой стороны, перевалка глубоко переработанных углеводородов — например, сжиженного природного газа — будет способствовать развитию в регионе высокотехнологичных производств. РБК Петербург на основе экспертных оценок проанализировал финансовые и рыночные последствия всплеска инвестиционной активности в портовой отрасли региона.

За рамками нефтяного транзита

По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в 2018 году порты Петербурга и Ленобласти перевалили 232,2 млн т грузов, что составило 28,4% грузооборота всех российских портов. Самые большие объемы приходятся на перевалку нефти (66,3 млн т) и нефтепродуктов (64,5 млн т). С большим отрывом от них следуют перевалка угля (38,3 млн т), контейнеров (26,5 млн т), генеральных грузов (14,2 млн т) и минеральных удобрений (11,4 млн т).

Практически весь этот бизнес работает на экспорт. Но строит планы развития он совершенно не пропорционально текущей структуре. Не заявлен ни один новый проект в области перевалки нефти и нефтепродуктов, зато число проектов, связанных с перевалкой сжиженного природного газа, угля, минеральных удобрений и контейнеров поражает воображение.

Между тем 64,5 млн т переваленных в прошлом году нефтепродуктов при средней стоимости перевалки в 1100 руб. за тонну принесли около 71 млрд руб. стивидорам и около 4,8 млрд руб. городскому и областному бюджетам (в виде перечисленных с этих сумм налогов). Соответствующие цифры по перевалке нефти составляют примерно 530 млрд руб. за перевалку и около 36 млрд руб. отчислений в бюджет. Видимо, хотя в перспективе инвесторы видят Россию по-прежнему сырьевой державой, но все-таки не преимущественно нефтяной.

Портовые проекты, заявленные в ходе ПМЭФ-2019:

1. Генеральный директор ООО «СПК Высоцк» Павел Тер-Осипов подписал соглашение с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко о сотрудничестве при реализации проекта угольного перевалочного комплекса. Объём инвестиций в новый угольный терминал Высоцка определён в 24,3 млрд рублей. Первую линию погрузки мощностью до 7 млн тонн предполагается запустить к 2021 году.

2. Генеральный директор железнодорожного оператора «Технотранс» Виктор Чуйкин подписал соглашение о сотрудничестве с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко о строительстве в акватории бухты Большая Пихтовая в порту Высоцк на площади 41 га зернового терминала. Объём инвестиций в морской перевалочный комплекс с пропускной способность 4 млн тонн в год оценивается в 7 млрд рублей.

3. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и генеральный директор ООО «РусХимАльянс» Кирилл Селезнев подписали соглашение о содействии в строительстве в Усть-Луге комплекса по производству и перевалке сжиженного природного газа. Предприятие будет состоять из газоперерабатывающего завода (ГПЗ), газохимического комплекса и объектов транспортной инфраструктуры. Капитальные вложения оцениваются примерно в 750 млрд рублей.

4. Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и генеральный директор АО «ХК «Новотранс» Константин Гончаров подписали соглашение о строительстве универсального торгового терминала в порту Усть-Луга. Предполагается, что объем инвестиций в проект составит 46,5 млрд рублей. Терминал предназначен для перевалки рудных материалов, угля, зерновых, пищевых и других грузов. Общий объем ежегодной перевалки грузов составит 24,3 млн тонн после 2024 года.

5. Генеральный директор ООО «Приморский УПК» Андрей Сизов и генеральный директор «Росток Порт ГмбХ» доктор Гернот Теш подписали соглашение о долгосрочном стратегическом партнёрстве, подразумевающем возможность организации морских перевозок балкерных грузов между портом Приморск и портом Росток. Объем инвестиций и грузопотока не конкретизировали.

Готовится экспортный прорыв

Активнее всего портовый бизнес строит комплексы по производству и морской перевалке сжиженного природного газа. Это обусловлено сразу двумя обстоятельствами — трендом на запрет использования мазутов с высоким содержанием серы для заправки судов в Мировом океане и непростыми политическими отношениями между Россией и Евросоюзом. Политика в данном случае порождает конкуренцию: европейские порты Балтийского моря давно уже имеют отличную инфраструктуру для заправки судов сжиженным природным газом и для загрузки на них СПГ.

В портах нашего региона такой инфраструктуры нет — с 2020 года запрет на бункеровку судов мазутом вступит в силу, и суда отправятся за топливом в порты Прибалтики. По экспертным оценкам, это лишит бункеровочный рынок нашего региона примерно 50 млрд руб. в год. Между тем политический вектор российского правительства требует перевести все экспортные морские грузы из прибалтийских портов в российские.

В 2018 году через отечественные порты экспортировано 23,2 млн тонн СПГ, и доля портов Петербурга и Ленобласти в этом экспорте составила 0%. Но в текущем году ситуация изменилась.

В апреле 2019 года в порту Высоцк начал работать завод по производству СПГ на ресурсной базе магистрального газопровода «Ленинград — Выборг — Госграница» и морской терминал по его перевалке. Мощность первой очереди составила 0,6 млн т, в перспективе же мощность комплекса возрастет на 1,1 млн т. Эти цифры назвал в конце февраля глава «Новатэка» (основной владелец проекта) Леонид Михельсон. Комплекс контролирует входящее в группу ООО «Криогаз-Высоцк». Инвестиции в проект оцениваются в 54 млрд рублей.

В текущем же году завод по производству СПГ с инфраструктурой для его морской перевалки должен появиться в порту Выборг (на полуострове Конек) с подводящим газопроводом от компрессорной станции «Портовая». Запланированная мощность комплекса — 2 млн т в год, проект реализует ООО «Газпром инвест», а эксплуатировать комплекс будет ООО «Газпром СПГ Санкт-Петербург». Автору статьи сообщили в компании: «На данный момент производится монтаж основного технологического оборудования комплекса, ведется строительство берегового резервуара хранения СПГ, возводятся причальные сооружения». Стоимость комплекса составляет 127 млрд рублей.

Кроме того, в 2021 году ожидается появление СПГ-комплекса в Большом порту Санкт-Петербург в районе Горской. Собственно завод по производству СПГ будет размещаться на трех самоходных баржах. Проект предусматривает и строительство бункеровщиков, эстакады и газопровода. Мощность будущего СПГ-комплекса составит 1,3 млн т в год. Исполнитель проекта — ООО «СПГ Горская». По ЕГРЮЛ, есть два ООО с таким названием (но с разными ИНН), которыми владеют Андрей Вакуленко, Кирилл Лятс и Игорь Максимов. Размер запланированных инвестиций в проект пока не назван.

В 2021 году небольшой завод по производству СПГ с морской инфраструктурой намеревается построить в петербургском порту ООО «Кировский завод Газовые технологии» (принадлежит ПАО «Кировский завод» и бизнесмену Дмитрию Ерошоку). Планируемая мощность комплекса — 0,2 млн т в год. Сейчас готовится проектная документация — об этом сообщил генеральный директор КЗГТ Владимир Коробейников. По его словам, о возможном размере инвестиций говорить преждевременно.

Прорыв в экспорте сжиженного природного газа ждет наш регион в 2023 году, когда предполагается пуск морского СПГ-комплекса в порту Усть-Луга. Речь идет о проекте «Балтийский СПГ» мощностью 13 млн т в год (для сравнения, мощность ключевого объекта Северного морского пути «Ямал СПГ» составляет 16,5 млн т). Инвестиции в проект оцениваются в 700 млрд руб., реализует его ООО «РусХимАльянс», принадлежащее ООО «Газпром инвест РГК» и АО «Русгаздобыча». Первая компания принадлежит «Газпрому», вторая — «Национальной газовой группе» Артема Оболенского.

К концу 2019 года доля Петербурга и Ленинградской области в морском экспорте СПГ нашей страны составит 9%. А уже в 2023 году, судя по указанным выше и заявленным в других регионах страны проектам, она вырастет до 30%.

Вдвое больше угля

От СПГ-проектов стараются не отставать авторы проектов по морскому экспорту угля. Это нефтяной холдинг «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова и ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс», принадлежащий Илье Траберу и Рамису Дебердееву с партнерами.

Алекперов заявил о намерении построить к 2021 году угольный терминал в порту Высоцк мощностью 15 млн т в год и первоначальными инвестициями в 15 млрд руб. Терминал будет располагаться на 70 гектарах в непосредственной близости от нефтеналивного терминала АО «РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II». Проект реализует принадлежащее московскому бизнесмену Евгению Коневу ООО «Сухогрузный перевалочный комплекс Высоцк». Официально о проекте было заявлено 28 января 2019 года после встречи Вагита Алекперова с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко.

Планы ООО «Приморский УПК» масштабнее. Компания собирается построить к 2022 году в порту Приморск крупный морской терминал для перевалки угля, минеральных удобрений, контейнеров, генеральных грузов и зерна. Комплекс займет 760 гектаров земли, в том числе 27 гектаров искусственных намывных территорий и сможет переваливать до 25 млн тонн угля в год. В феврале 2019 года на Российском инвестиционном форуме в Сочи губернатор Александр Дрозденко и совладелец «Приморского УПК» Рамис Дебердеев подписали инвестиционное соглашение о реализации проекта. Инвестиции в него были декларированы в размере 90 млрд руб.

Сегодня уголь в портах Ленинградской области переваливают четыре компании в порту Усть-Луга и по одной — в портах Высоцк и Выборг. Малозаметное для этого рынка (0,3 млн т) количество угля обработали в 2018 году несколько компаний в Большом порту Санкт-Петербург.

Перевалка 1 тонны угля в нашем регионе стоит в среднем 14 долларов, так что суммарный заработок региональных стивидоров в портах Ленинградской области за 2018 год можно оценить примерно в 35 млрд руб. Это означает, что бюджет региона получил от этого бизнеса в прошлом году около 2,3 млрд руб.

Со стартом новых проектов угольный бизнес региона изменится радикально. Когда терминалы «СПК-Высоцк» и «Приморского УПК» начнут работать, объем перевалки угля в портах Петербурга и Ленинградской области увеличится более чем в 2 раза: с 38,8 млн т в 2018 году до порядка 86 млн т.

Удобрения: проекты с политической подоплекой

Продавцы минеральных удобрений заявили сразу три крупных инфраструктурных проекта, общий объем инвестиций в которые превышает 150 млрд руб.

«Уралхим» Дмитрия Мазепина собирается вложить 50 млрд руб. в терминал по перевалке минеральных удобрений с предварительной мощностью в 2 млн тонн в год в одном из портов Ленинградской области. Об этом пресс-служба губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко заявила в конце января 2019 года после его встречи с заместителем министра транспорта России Юрием Цветковым. Проект пока висит в воздухе в буквальном смысле этого слова. Областное правительство предложило «Уралхиму» на выбор шесть участков для размещения терминала: три в порту Усть-Луга, один в бухте Батарейная, один в порту Высоцк и один в порту Приморск в составе терминального комплекса, который собирается построить там ООО «Приморский УПК». Но «Уралхим» ни один из участков пока не выбрал.

К 2022 году в порту Усть-Луга планирует построить терминал по перевалке минеральных удобрений ООО «Ультрамар» петербургского бизнесмена Андрея Бонч-Бруевича. Об этом официально заявили в конце октября прошлого года на выставке «Химия-2018» в Москве. Инвестиции в проект не называются, но они очевидно превысят 100 млрд руб., если компания будет ориентироваться на заявленные масштабы перевалки — 12 млн т в год. Для сравнения: сегодня самый мощный терминал по перевалке минеральных удобрений в нашем регионе — «Балтийский балкерный терминал» — в 2018 году загрузил 7,2 млн т удобрений. Заявлен и основной поставщик грузов для будущего терминала — все тот же «Уралхим».

В порту Усть-Луга строит терминал по перевалке минеральных удобрений и основной конкурент «Уралхима» –холдинг «ЕвроХим» Андрея Мельниченко и Дмитрия Стрежнева. Заявленная мощность проекта — 5 млн т в год, компания уже выбрала участок, сделала ТЭО и теперь занимается планировочными работами и подготовкой предпроекта.

Еще 7 млн т минеральных удобрений в год собирается переваливать ООО «Приморский УПК» в одноименном порту на запланированном там терминальном комплексе.

Сегодня большая часть продукции принадлежащего «ЕвроХиму» завода по производству удобрений «Фосфорит», расположенного в Кингисеппском районе Ленинградской области, экспортируется через эстонский порт Силламяэ. «Уралхиму» принадлежат терминалы в латвийских портах Рига и Вентспилс, через которые ежегодно перегружается около 2 млн т продукции холдинга. Активный интерес к строительству терминалов в Ленинградской области у обоих производителей удобрений имеет политическую подоплеку–правительство требует переноса экспорта российского сырья из прибалтийских портов в российские.

По данным Администрации морских портов Балтийского моря, в 2018 году в портах Петербурга и Ленинградской области перевалено 11,4 млн т минеральных удобрений (статистика не учитывает перевалку в специальной таре — биг-бэгах и балк-контейнерах, что, по мнению экспертов, составляет еще около 2,5 млн т). Это примерно 65% всего отечественного экспорта данной продукции.

В том числе 7,2 млн т перевалило АО «Балтийский балкерный терминал», входящее в холдинг «Уралхим» Дмитрия Мазепина, 2,4 млн т — ООО «Европейский серный терминал» Александра Жукова, которого в медиапространстве называют тестем Романа Абрамовича. 1,2 млн т обработало ООО «Смарт Балк Терминал», на 70% принадлежащее ПАО «ФосАгро» Андрея Гурьева и Владимира Литвиненко и на 30% — «Ультрамару» Андрея Бонч-Бруевича.

При средней цене перевалки минеральных удобрений в 13 долларов за тонну стоимость стивидорных услуг в этом секторе бизнеса в российских портах Балтики за 2018 год можно оценить примерно в 10 млрд рублей. Соответственно, отчисления в бюджеты Петербурга и Ленобласти с этого вида бизнеса можно оценить в 0,7 млрд руб.

Контейнеры: новый шелковый путь

Имеются сегодня и два проекта по строительству контейнерных терминалов — один в рамках комплекса «Приморского УПК» в порту Приморск, другой — в Большом порту Санкт-Петербург.

Заявленная мощность будущего контейнерного терминала «Приморского УПК» составляет 3 млн контейнеров в год. Это превышает объем перевалки контейнеров во всех российских портах Балтийского моря в 2018 году (2,5 млн контейнеров) и составляет 60% сегодняшнего объема перевалки контейнеров во всех портах страны. Генеральный директор «Приморского УПК» Андрей Сизов рассказал РБК Петербург, что этот терминал будет ориентирован, прежде всего, на импортные поставки контейнеров, которые доставят из Азии (прежде всего, из Китая) по Северному морскому пути для российских потребителей.

Цели и параметры проекта UCL Holding пока не вполне понятны, на момент подготовки публикации его инициаторы находились на стадии поиска участка. Речь идет о южном береге Финского залива в районе Бронки, где на данный момент работает лишь один контейнерный терминал — он принадлежит ООО «Феникс».

Строительство новых морских контейнерных терминалов в российских портах Балтики многим представляется слишком рискованным. С одной стороны, по результатам I квартала 2019 года объем перевалки контейнеров вырос примерно на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С другой стороны, примерно половина соответствующих мощностей либо простаивает, либо используется по другому назначению, что ставит под вопрос любые новые проекты в этой сфере. Будущий терминал в порту Приморск стоит особняком — он ориентирован на собственный грузопоток по Северному морскому пути.

В 2018 году в портах Петербурга и Ленинградской области перевалено 1,8 млн контейнеров. Минимальная стоимость обработки одного контейнера со стандартным сроком хранения составляет $150. Таким образом, услуги стивидоров региона обошлись грузовладельцам в прошлом году в 17,5 млрд руб. Бюджетам регионов это принесло около 1,2 млрд.

Зерно: претензия на четверть

Несколько особняком стоят проекты строительства морских терминалов по перевалке зерна. По данным Администрации морских портов Балтийского моря, порт Санкт-Петербург перевалил в прошлом году около 300 тыс. т, что составляет примерно 0,5% всего российского зернового экспорта. Остальные российские порты региона обработкой зерна не занимаются или почти не занимаются — в порту Выборг в 2018 году отправлено на экспорт символические 3000 т. Этот рынок на Северо-Западе пока не освоен, что связано, прежде всего, с географией: регионы страны, где выращивают хлеб, расположены гораздо ближе к портам Азово-Черноморского бассейна.

Однако латвийский порт Лиепая перевалил в 2018 году около 3 млн т российского зерна, показав рост по сравнению с 2017 годом на 21%. Вывод: Балтийское море может быть интересно для отгрузки зерна.

Сегодня заявленных морских зерновых проектов в регионе три: один — опять же, в рамках развития перегрузочного комплекса в порту Приморск. Второй собирается начать строить этим летом ООО «Универсальный торговый терминал «Усть-Луга» (входит в группу «Новотранс» Константина Гончарова) в одноименном порту, автор третьего — агропромышленная группа «Содружество» Александра Луценко.

Зерновой терминал «Приморского УПК» сможет обрабатывать до 7 млн т в год, терминал «Новотранса» заявил о 6 млн т, «Содружество» пока не сообщает конкретику, потому что не выбрало место расположения будущего терминала. Предположительно, речь идет о бухте Батарейная в Ломоносовском районе Ленинградской области и об инвестициях в 50-70 млрд рублей. Генеральный директор «Универсального торгового терминала «Усть-Луга» Алексей Жарков заявил об инвестициях в проект в размере 45 млрд рублей.

По информации Ассоциации морских торговых портов России, в 2018 году на морских терминалах страны перевалено 55,7 млн т зерна. Применительно к этой статистике заявленные проекты претендуют почти на четверть сегодняшнего российского зернового экспорта.

Стоимость перевалки зерна составляет примерно 10 долларов за тонну — без учета дополнительных услуг по хранению, лабораторным пробам и пр., которые тоже приносят деньги региональному бизнесу, но посчитать их в масштабах Петербурга и Ленинградской области довольно сложно. Это значит, что в 2018 году региональные стивидоры заработали около 0,2 млрд руб. на обработке этого вида груза, а бюджеты регионов — около 13 млн руб.

Но в случае реализации заявленных проектов ситуация радикально изменится. Петербург и Ленобласть смогут зарабатывать «на зерне» минимум по 10 млрд рублей в год в сегодняшних ценах.

Метанол: экспорт газа в скрытой форме

Самые необычные для региона — проекты производства и морской перевалки метанола. На данный момент ни в Петербурге, ни в Ленинградской области нет ни одного такого объекта. Однако есть причины, по которым эксперты прочат метанольному бизнесу неплохие перспективы.

Метанол, напомним, — это технический спирт, который производится из природного газа и применяется в качестве сырья для полимерных материалов и растворителей. Долгосрочный спрос на газ в России имеет довольно слабую тенденцию к росту, а наибольший потенциал — у газохимии. Продажа за рубеж первичных продуктов переработки газа — аммиака и метанола — является формой его скрытого экспорта. Экспорт метанола, в отличие от экспорта газа, не ограничен, а российский метанол конкурентоспособен на мировом рынке из-за низкой цены газа. Перевалка метанола в России востребована еще и потому, что прямой экспорт газа по трубе разрешен только «Газпрому».

На данный момент в регионе имеются три заявленных проекта строительства заводов по производству метанола из природного газа в комплексе с морскими терминалами для его перевалки.

Один такой комплекс собирается построить в порту Высоцк ООО «Газ-Синтез» московского предпринимателя Евгения Конева. Напомним, другая компания Конева — ООО «СПК Высоцк» — планирует построить там же угольный терминал. Оба проекта финансирует «Лукойл», о чем губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко договорился с Вагитом Алекперовым в январе 2019 года. Метанольный комплекс должен появиться на 50 гектарах земли, его планируемая мощность — 1,6 млн т в год, объем инвестиций — 1,5 млрд долл.

Автор второго метанольного проекта — «Балтийская газохимическая компания» (через ООО «БМ» принадлежит бизнесмену Петру Вяткину). В мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме компания подписала контракт о строительстве в порту Усть-Луга завода по производству метанола и терминала по его перевалке с японскими Marubeni и Mitsubishi и российской «Инваста Капитал». Речь идет о 1,5 млрд долларов инвестиций и мощности 1,7 млн т метанола в год. Сроком запуска проекта назван 2023 год.

Еще один терминал для перевалки метанола собирается построить в порту Усть-Луга к 2023 году ООО «РусХимКом» (входит в группу «Индига» бывшего депутата Государственной думы Виталия Южилина). Проект отличается от остальных удаленностью завода и морского терминала друг от друга — завод запланирован в промышленной зоне «Алексеевская», которую от будущего терминала в Усть-Луге отделяют 48 километров. Их предполагается преодолеть с помощью метанолопровода. Параметры проекта: 1 млрд евро инвестиций и 1,75 млн т метанола в год.

В 2018 году в России произведено около 4,4 млн т метанола, из которых 1,9 млн т отправлено на экспорт. Основные экспортеры: ПАО «Метафракс» (Пермь), ООО «Сибметахим» (Томск), ОАО «Щекиноазот» (Тула) и ООО «Томет» (Самара).

Если предположить, что планы «Газ-Синтеза», «Балтийской газохимической компании» и «РусХимКома» реализуются, то применительно к сегодняшней статистике Ленинградская область станет производить на 14% метанола больше, чем выпускается сегодня во всей России, и будет контролировать около 73% его экспорта.

Порты как опора бюджетов

Если умножить примерную стоимость перевалки 1 тонны каждого из указанных типов грузов на количество тонн, можно обозначить сумму, которую владельцы грузов потратили в нашем регионе на услуги стивидоров, переваливших только описанные в этой статье виды грузов. В 2018 году она составила около 660 млрд руб. Для сравнения: доходная часть бюджета Ленинградской области составила в 2018 году 168,8 млрд руб., бюджета Петербурга — 538,7 млрд.

В соответствии с опубликованными Федеральной налоговой службой данными о налоговой нагрузке по видам экономической деятельности в 2018 году, попадающая в раздел «Транспортировка и хранение» стивидорная деятельность давала налоговую нагрузку в размере 6,8% от выручки. Таким образом, в прошлом году портовые услуги принесли около 6% доходов городского и областного бюджета вместе взятых. Но после реализации заявленных проектов эти суммы увеличатся многократно.

Впрочем, некоторые эксперты скептически оценивают перспективы новых проектов, связанных с наращиванием портовых мощностей. Так, директор аналитического центра «Дорн» Андрей Карпов не разделяет оптимизма по поводу востребованности нашего угля на западном направлении — через порты Финского залива (угольные проекты — самые многочисленные из новых). «Уголь везется сюда в основном из-за Урала, если рынок будет в Азии, то логичнее его везти в восточном направлении. Кроме того, пусть, возможно, и не заявленными темпами, но Европа все же будет сокращать потребление угля. Кроме того, в Китае так же существует понимание необходимости сокращать потребление угля и реализуется соответствующая программа. Общеизвестны серьезнейшие проблемы Китая с экологий. Это один из важнейших вызовов, который стоит перед его дальнейшим развитием.

В данном контексте удовольствие забавляться с экологически недружественными грузами имеет смысл оставить нашим прибалтийским партнерам. Себе надо забирать дорогие экологически дружественные грузы, грузы, создающие наибольшее количество рабочих мест в наших портах. Вообще, хорошо если бы тяга к экономической независимости распространялась не только на мощности по экспорту сырья, но и на производство — например, на станкостроение, элементную базу для микроэлектроники, программное обеспечение, платежные системы, оборудование, в том числе, для той же нефте- и газодобычи, авиацию или судостроение», — пояснил свою точку зрения Андрей Карпов.

Ирина Иванова, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член бюджетно-финансового комитета и комиссии по промышленности, экономике и собственности обращает внимание на изменение содержания экспортных потоков через морские порты региона. «Морской транспорт перевозит свыше 80% всех мировых грузов. Фактически, морские перевозки играют главную роль в мировой торговле. Из разных уголков мира морской транспорт доставляет любой вид товаров в другие страны, причем эти перевозки отличаются безопасностью и быстротой. Кроме того, с точки зрения экономики, это самый эффективный и недорогой способ перевозить товары. Россия получила морские торговые пути с европейскими державами, начиная со строительства Санкт-Петербурга. Город стал неотъемлемым торговым звеном с соседними странами, конечно, не забывая, о своем первоначальном предназначении столицы военно-морского флота. Расцвет торгового флота пришелся на советский период. В 80-х года прошлого века «Балтийское морское пароходство» имело в своей структуре три порта, насчитывало более 170 грузопассажирских судов с посещением 400 портов в 70 странах мира. Структура городского бюджета складывалась таким образом, что предприятия БМП приносили в бюджет Ленинграда до 20% доходов. Говоря сегодняшним языком, это около 120 млрд. рублей бюджета в год.

Однако экономика России в настоящее время крутится исключительно вокруг сырьевых ресурсов и его экспорта. Негативное влияние сырьевой ориентации экспорта ярко демонстрирует нам и основные приоритеты деятельности портов Санкт-Петербурга и Ленинградской области», — комментирует Ирина Иванова.

Скептики рассуждают о фантазийности многих из заявленных портовыми инвесторами инициатив: мол, их обсуждают годами, а реализация видна лишь на бумаге. Однако в этой статье мы остановились только на тех проектах, серьезность которых имеет объективные подтверждения. Некоторые из них даже начинают проявляться «вживую». Например, проекты, связанные с производством и перевалкой сжиженного природного газа, уже сейчас вполне осязаемы. И именно с экспортом СПГ российское правительство связывает новые экономические перспективы федерального масштаба.

Задайте вопрос Максиму Орешкину
Министр ответит на самые популярные из них в онлайне на РБК