Рецессия в Петербурге: Они ничего не умеют, а теперь у них еще и кризис
Рецессия, в которую погружается российская экономика, обусловлена не столько серьезными макроэкономическими проблемами, сколько кризисом эффективности. К такому выводу пришли участники петербургской дискуссии в клубе Winner. Интеллектуальные встречи прогрессивных бизнесменов за бокалом вина, организованной РБК.
Причиной подобного положения дел эксперты называют дисбалансы в российской экономике. Бюджет напрямую и косвенно тащит на себе огромное количество неэффективных предприятий, которые при малейшем изменении конъюнктуры впадают в депрессию и не способны противостоять внешним вызовам. Таких компаний, как говорят эксперты, на российском рынке более 80%. Как справедливо заметил один из участников дискуссии: «Они ничего не умеют, а теперь у них, оказывается, еще и кризис». Те, кто еще обладают потенциалом и желанием бороться за лидерство, оказываются затянуты в болото административных согласований и очень дорогих кредитов.
Как следствие этого в России наблюдается кризис предпринимательской активности, который выражается в отсутствии конкурентоспособных компаний, способных не только продавать, но и создавать уникальный продукт.
Экономический перекур
В России наступила серьезная инвестиционная пауза. Госкорпорации столкнулись с изменениями конъюнктуры внешнего спроса, и власти пока не смогли начать перестройку экономики не внутреннее потребление. Частные компании, в свою очередь, к сегодняшнему дню пришли с колоссальной долговой нагрузкой, которая не позволяет думать о новых инвестиционных проектах. «Никто сейчас не вкладывает деньги в развитие. Проблема в том, что частный бизнес катастрофически закредитован. Им сейчас только думать о том, как отдавать старые долги», - замечает председатель совета директоров НПК «Механобр Техника» Леонид Вайсберг.
Фото: Леонид Вайсбер, председатель совета директоров НПК «Механобр Техника»
«Проблема остановки, рецессии - это проблема определенных людей, - комментирует вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов Вячеслав Семененко. - Сейчас на рынке существуют глобальные возможности, но в бизнесе сейчас нет специалистов, готовых создать уникальный продукт. Например, в системе радиоэлектроники есть колоссальный спрос и деньги внутри страны, но нет адекватных предложений. У нас даже элементарную продукцию умудряются импортировать. Понятно, почему у тех, кто не умеет ничего делать, настала рецессия».
Фото: Вячеслав Семененко, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов
По мнению Л.Вайсберга, сейчас возникла ситуация, когда продавцы должны научиться создавать: «Продавцы могут протолкнуть все, что угодно. Можно дохлую кошку в конце концов продать, и до какого-то времени будет успех и рост рынка. Но историю успеха можно написать только там, где научатся создавать».
Эту мысль продолжил Дмитрий Костыгин, акционер компании «Юлмарт». По его словам, все разговоры о рецессии — это не более чем миф. «Я могу сказать, что на примере своих проектов я никаких финансовых падений не наблюдаю. Если ты делаешь человеко-ориентированный продукт и умеешь его продавать, для тебя все разговоры о рецессии - это другой мир», - рассказал он.
Зарплатные войны
Инвестиционная пауза уже привела к остановке роста доходов населения. И если высший менеджмент пока остается при своих квартальных бонусах и годовых премиальных, то среднее звено и специалисты первоначального уровня ощутили, что цифры на ценниках в магазинах меняются значительно чаще, чем в зарплатных табелях.
Официальные органы статистики все еще продолжают говорить о незначительном повышении среднего заработка в городе, однако рост этот связан с искусственным наращиванием выплат бюджетникам, в свою очередь сталкивающим бюджеты регионов в долговые ямы.
Петербургские предприниматели объясняют снижение роста доходов населения не только падением производительности труда, но и опережающим ростом заработной платы в последние десять лет из-за конкуренции с иностранными компаниями, которые захватывали рынки, в том числе, с помощью зарплатных войн за профессиональный персонал.
Председатель совета директоров телекоммуникационной компании «InterZet» Владимир Немец рассказывает: «Когда мы начинали, рынок Санкт-Петербурга был благоприятным: было много студентов и качественного персонала, общий уровень зарплат был невысок. Однако когда на наш рынок пришли крупные западные компании, за несколько лет стоимость сотрудника в IT-сфере значительно возросла».
Фото: Владимир Немец, председатель совета директоров телекоммуникационной компании «InterZet»
Тот факт, что в последние год-два зарплаты остановились в росте, бизнесмены связывают со стабилизацией на рынке труда. «Рано или поздно зарплатный пузырь должен был взорваться. Сейчас оплата труда более или менее приходит в адекватность с реальной производительностью труда», - считает Леонид Вайсберг.
Рост зарплат и как следствие активное потребление обеспечивало в тучные годы России экономический рост. «Мы продавали то, что создала природа, и полученное трансформировали в потребление. Сейчас рост заработных плат прекратился, а такое замедление уже залог будущего кризиса», - считает исполнительный директор ОДЦ «Охта центр» Александр Бобков.
Фото: Александр Бобков, исполнительный директор ОДЦ «Охта центр»
Прыгнуть выше головы
Отчасти выход из сложившей ситуации эксперты видят в объемных государственных контрактах, которые могут подтянуть некоторые отрасли экономики и спровоцировать цепную реакцию роста.
«Последние три года были травматичны для нефтяной и газовой промышленности. В мире шла такая ломка и передел финансовых потоков, связанных с этим, что Россия чуть не оказалась на обочине. Нельзя сказать, что все завершилось благополучно, но у нас появился локомотив. Подписанный между Газпромом и Китаем контракт сулит колоссальные инвестиции во всех отраслях. Сейчас понадобятся трубы большого диаметра, проектные работы, металл, все сейчас двинется», - считает Л.Вайсберг.
Понятно, что львиная часть бюджета опять осядет в госкомпаниях и в фирмах, связанных с чиновниками. Однако, как подчеркнул гендиректор холдинга «Теплоком» Андрей Липатов, когда огромная чаша госбизнеса начнет наполняться, часть средств неизбежно выплеснется и попадет в небольшие частные компании, которые получат шанс развивать новые для себя рынки и направления.
Фото: Андрей Липатов, генеральный директор холдинга «Теплоком»
Город без молодых
Однако помимо извлечения выгоды от федеральных контрактов Петербург должен научиться находить опору внутри себя. «С точки зрения научного знания, Петербург - уникальный мегаполис. У нас огромный научный потенциал и практически нет его коммерциализации: в городе только 10-15 компаний, которые научились коммерциализировать добытый в городе научный продукт. Ключ от успеха нашего города - это поддержка стартапов, которую сейчас мы, к сожалению, не ощущаем», - уточнил Л.Вайсберг.
Однако ждать финансовой поддержки от государства, по мнению В.Семененко, малоперспективно. «Если вы считаете, что ваш успех связан только с государственной поддержкой, значит вы не бизнесмен. Государство сейчас само себя запутало себя в бюрократические сети — чиновник думает, как правильно ответить на запрос, а не как решить проблему. Эффективнее искать частного инвестора», - отметил он.
Фото: Наталия Несмеянова, советник ректора СПбГУ по работе с выпускниками и корпоративными парнерами
РБК благодарит ресторан «Любимое место 22.13», где проходила встреча участников дискуссии.