Отчет Г.Полтавченко: сколько властям можно сосредотачиваться?
Ключевая проблема управления Петербургом, да и любым другим российским городом – это механизмы, системы, регламенты. А их как не было, так и нет. Без них, сколько не сосредотачивайся, прорыва не добьешься.
Переход к новой модели городского развития, к которому призывает губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, невозможен без качественного изменения стиля государственного управления – от ручного управления к механизмам и процедурам. Но их как не было, так и нет. Так что город продолжает плыть по воле волн.
В среду в своем отчете в ЗакСе губернатор Георгий Полтавченко сделал несколько важных заявлений. Самое принципиальное – в начале доклада. "Петербург сосредотачивается", – так, перефразировав известные слова канцлера Горчакова, охарактеризовал Полтавченко деятельность своего правительства. Памятуя путинское "возврат к докризисной модели роста невозможен", Полтавченко признает, что чисто финансовые источники ускоренного развития города иссякли. Осталась только одна возможность – повышать эффективность во всех сферах – и в бизнесе, и в госуправлении. Бизнес очень зависит от государства, так что ключевую роль играет именно его эффективность. А с этим прогресса у нас не наблюдается, констатируют эксперты.
Эффективной остается только одна сфера – управление долгами города и страны. Во вторник мировое рейтинговое агентство Standard & Poor's это признало, подтвердив максимально возможный для российского региона кредитный рейтинг Санкт-Петербурга на уровне ВВВ с прогнозом "Стабильный". Агентство отметило способность правительства города контролировать темпы роста текущих расходов в зависимости от динамики доходов бюджета. Это означает, что финансово-бюджетный кризис, подобный греческому или кипрскому, нам пока не грозит. Но и только.
Эффективности государственного управления и в России, и в Петербурге остается удручающе низкой, считают эксперты. И это главная причина того, что не исполняются даже весьма полезные предначертания властей. Или исполняются настолько криво, что становится только хуже. Самый яркий пример – переход на оплату коммунальных услуг по 354-му постановлению правительства.
Для развития бизнеса необходимо решить острейшую проблему подключения объектов к энергосетям. "Мы договорились не заставлять каждого нового арендатора заново платить за подключение к сетям, – говорил Полтавченко в своем прошлогоднем докладе. – КУГИ и Комитет по энергетике готовят регламент закрепления мощностей до 5 кВт не за юрлицом, а за объектом недвижимости, находящимся в собственности Санкт-Петербурга". Замечательная инициатива. Но что говорит в связи с этим губернатор сейчас? "Заканчивается проработка вопроса по закреплению отдельных мощностей за нежилыми помещениями". То есть, прошел год, а важнейший для бизнеса вопрос так и не решен.
Также уже полтора года строительный бизнес ждет решения проблемы социальной инфраструктуры при новом строительстве, из-за чего осенью 2011 года Смольный фактически заблокировал новое строительство в городе. И что об этом говорит губернатор? "На новых территориях бизнесу, так или иначе, придется участвовать в создании транспортной, инженерной, коммунально-бытовой и социальной инфраструктуры". Но об этом тот же Полтавченко объявил еще весной прошлого года. Все ждут конкретики. "Идет поиск соответствующих механизмов", – отвечает на этот запрос губернатор.
"Нашим общим достижением стало введение моратория на снос зданий в историческом центре, – говорил Полтавченко в своем прошлогоднем отчете и пообещал, что любое капитальное строительство в зоне исторической застройки будет обязательно согласовываться с градсоветом. Однако градозащитники задаются вопросом, разве согласовывали недавний демонтаж пакгауза Варшавского вокзала или демонтаж исторического здания в переулке Лодыгина при отсутствии ордера ГАТИ. А ведь демонтирует скандально известная компания Springald, которая прославилась сносом дома Рогова.
Продолжается мансардная вакханалия. Жители десятков домов пытаются добиться от городского руководства ответа: почему у них на чердаках возводятся мансарды, и даже целые этажи, зачастую без разрешения Госстройнадзора и вопреки прямым запретам районных администраций. Смольный ответа не дает.
Продолжается и противозаконный захват чиновниками технических подвалов жилых домов, по закону являющихся общедолевой собственностью владельцев квартир. Зампред КУГИ Кирилл Федоров убедительно разъяснял ранее, что власти готовы добровольно отказываться от подвалов в пользу квартировладельцев и что эта процедура набирает обороты. А председатели ТСЖ приводят факты прямо противоположного поведения чиновников.
Губернатор Полтавченко в своем отчете справедливо признает, что причиной нарушений является отсутствие четких процедур, механизмов реализации политики власти. Но это было известно давно. И ничего не менялось. Все действительно полезное было сделано в 2012 году в режиме ручного управления. Но такой стиль страдает многочисленными дефектами. Например, порождает пассивность подчиненных. "Нуждаются в корректировке минимальные расчетные показатели в региональных нормативах градостроительного проектирования. Я поручил КГА внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты в первом полугодии 2013 года", – сообщает губернатор о важной проблеме, которую КГА должен был решить еще лет десять назад. Потому что команды не было. В режиме ручного управления без команды ничего не делается.
Ключевая проблема госуправления – это механизмы, а их как не было, так и нет. Без них, сколько не сосредотачивайся, прорыва не добьешься. И город продолжит плыть по воле волн.
Владимир Грязневич