В Петербурге принимают спорный законопроект о сносе исторических зданий
Петербургский парламент рассмотрел законопроект, который разрешает снос более 120 исторических зданий. В Смольном уверяют, что это необходимо для подготовки площадок к строительству крупных инфраструктурных объектов. Мнения депутатов разделились: одни считают, что городу нужны новые мосты и высокоскоростные магистрали, другие — что нельзя переписывать закон об охранных зонах ради жилых и транспортных проектов. Против его принятия выступили фракции «Справедливая Россия», «Яблоко» и КРПФ.
Но голосов самой крупной фракции «Единая Россия» и ее сторонников хватило, чтобы принять документ в первом чтении. Впрочем, «единороссы» обещают пойти на уступки местным жителям и подкорректировать документ во втором чтении, чтобы спасти от расселения и сноса более 90 домов в Нарвской заставе.
Снос ради развития
Пакет поправок в закон «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» подготовили в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга (КГИОП). Представитель губернатора в Законодательном собрании (ЗакС) Константин Сухенко заявил, что принятие этого законопроекта необходимо для «развития Петербурга».
Документ предполагает около 40 поправок в действующую редакцию закона. В частности, он разрешает полный или частичный снос трех групп исторических зданий. Первая состоит из 21 дореволюционного корпуса Кокоревских складов и Шоколадно-бисквитной фабрики Торгового дома «Блигкен и Робинсон» — ради строительства вокзала Высокоскоростной магистрали (ВСМ) на Лиговском проспекте. Вторая — 8 исторических зданий на проспекте Обуховской Обороны, в том числе школы поэтессы Ольги Берггольц, в здании которой в июле 1941 года была сформирована Дивизия народного ополчения Володарского района — для строительства Большого Смоленского моста. Третья — 92 дома в районе Нарвской заставы, где компания «СПб Реновация» планирует расселение под снос и новое жилищное строительство.
«Дать возможности браконьерам»
Вице-спикер Марина Шишкина из фракции «справедливороссов» привела другие примеры предложенных КГИОП изменений охранных зон. «В полтора раза повышается разрешенная высота на реке Карповке для строительства жилого квартала у Иоанновского монастыря. В два раза повышается предельная высота застройка для участка в Стрельне, где раньше находился профилакторий Кировского завода. В два раза — для участка в Осиновой роще для объекта неизвестной функции; и так далее...», — перечисляет она. Марина Шишкина назвала главным пороком этого документа то, что «мы меняем закон под инвесторов, вместо того, чтобы заставить их вписывать свои проекты в рамки незыблемых правил сохранения исторических кварталов города».
«Менять правила охраны исторических зданий ради строительства — это все равно, что дать возможность браконьерам писать правила охоты», — более категоричен депутат Борис Вишневский (фракция «Яблоко»).
Лидер фракции КПРФ Роман Кононенко подчеркнул, что реализация крупных проектов не должна осуществляться ценой «несоразмерных и невосполнимых» потерь в угоду застройщикам.
«Устроили танцы с бубнами»
Руководитель фракции «Новые люди» Дмитрий Павлов, который входил в рабочую группу по подготовке этого законопроекта, в свою очередь, заявил, что документ готовился очень тщательно: «Рассматривалась каждая историческая стенка». По его словам, объекты старались сохранить там, где это возможно.
«Что касается Высокоскоростной магистрали, практически все вопросы, которые были у градозащитников, сняты. Было перепроектирование проекта. То же касается Большого Смоленского моста. Можно принимать этот проект с чистой совестью», — заверил он депутатов. По мнению Дмитрия Павлова, если ставить на весы развитие транспортной инфраструктуры и 8 зданий, «в которых кто-то жил, а кто-то мимо проходил», то развитие перевешивает. Напомним, что до ухода в политику Павлов основал компанию «Колвэй», которая занималась инвестициями и операциями с недвижимостью.
Депутат Александр Рассудов рассказал, что ему пришлось задействовать свои старые связи, чтобы подробно изучить вопрос (до избрания в ЗакС он входил в совет директоров девелопера «Лидер Групп»). Он связался с руководством института «Гипростроймост», взял у них все необходимые чертежи будущего моста и изучил их. «Уверяю вас, никого другого проектного решения не существует. Почему? Потому что проспект Обуховской Обороны — это городская магистраль, к ней есть рад требований. Ширина полосы должна быть 3,75 м, в данном проекте она и так сужена до 3,5 м. Больше ее ужать невозможно — ухудшится транспортная доступность района», — пояснил он.
Также Александр Рассудов заявил, что ему очень не нравится спекуляция на имени Ольги Бергольц. Он напомнил, что полное собрание ее дневников было издано в России всего один раз, причем не петербургским, а московским издательством. «Это к тому, как мы ценим на самом деле память Ольги Бергольц и ее наследие. Вместо этого мы устраиваем танцы с бубнами вокруг школы, где она проучилась всего несколько лет. Лучше переиздать ее произведения, от этого будет больше пользы», — настаивает Рассудов.
Заморозить до 2029 года
Бывший чиновник, экс-глава Выборгского района, а сейчас председатель постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам ЗакСа Валерий Гарнец пояснил, что проект поправок в закон об охранных зонах готовился и обсуждался в течение года; предварительно документ был согласован с Министерством культуры. По регламенту его можно либо принять, либо отклонить целиком.
Впрочем, депутат Денис Четырбок (фракция «Единая Россия») сказал, что нашел лазейку для обхода этого требования. Депутаты обратили внимании на множество обращений жителей Нарвской заставы, которые не хотят съезжать из квартир в историческом малоэтажном зеленом районе у метро ради реализации программы «Развитие застроенных территорий в Санкт‑Петербурге». По плану инвестора «СПб Реновации», там планируется расселение домов высотой в два и три этажа послевоенной застройки и строительство на их месте новых, более крупных жилых комплексов.
«Чтобы решить данную проблему, в пользу жителей фракция «Единая Россия» будет подавать поправку, которая сместит срок вступления закона в силу до 31 января 2029 года, то есть до момента завершения срока действия программы развития застроенных территорий. Сейчас это юридически единственный способ, чтобы сохранить Нарвскую заставу», — подчеркнул Денис Четырбок.
В итоге за проект проголосовали 36 депутатов; 11 — были против. На подготовку поправок отвели две недели, до 7 марта.
В компании «СПб Реновация» перспективы лишиться права застройки 31,5 га в Нарвской заставе, где она планирует построить 411 744 кв. м. жилья, комментировать отказались. На запрос РБК Петербург в компании не ответили, ограничившись заявлением, что «будут работать в рамках действующего законодательства». «На данный момент этот квартал включён в городскую программу реновации», — напомнили в пресс-службе застройщика.
Повтор публикации от 22.02.2023