Почему в Петербурге провалился оборот оптовой торговли?
В Петербурге стремительно сокращаются обороты оптовой торговли. Эту тенденцию РБК Петербург отмечал еще в середине 2023 года. Судя по последним данным статистики, такое сокращение продолжается. За январь—октябрь этот показатель снизился на 15,1% к прошлому году.
По мнению экономистов, кроме западных санкций, приведших к снижению товарооборота, на такую динамику повлияло решение многих компаний отказаться от услуг оптовиков и перейти на прямые контракты с партнерами. Этот новый тренд продолжит свое развитие, поскольку позволяет снижать издержки, считает эксперт.
Оптовая торговля продолжает снижаться
Для экономики города падение оборотов оптовой торговли очень важно, поскольку она (правда, вместе с розничной, но доля которой в общем обороте торговли невелика — около 10%) занимает первое место в структуре валового регионального продукта (ВРП) Санкт-Петербурга с долей (по последним данным Петростата, за 2021 год) в 39,7%.
Все последние годы обороты оптовой торговли росли (с небольшими перерывами на форс-мажоры, вроде «ковида» и др.), приближая Петербург по структуре экономики к развитым мировым мегаполисам, у которых услуги являются основным источником доходов (оптовая торговля относится к услугам). Однако в 2022 году скорость роста стала замедлятся; и в ноябре прошлого года, судя по данным Петростата, началось падение. Сначала оно было небольшим, но в 2023 году заметно усилилось.
Новый тренд
Помимо общего снижения товарооборота России, вызванного отказом традиционных иностранных партнеров покупать российские товары и поставлять российским компаниям сырье и комплектующие, машины и оборудование (что существенно повлияло на показатели компаний-оптовиков, работающих в этих сферах), профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко называет еще один специфический фактор. Он сформировал новую тенденцию — широкий отказ российских компаний от услуг оптовиков при закупках сырья и комплектующих для своего производства, равно как и при продажах своей продукции. Компании стали предпочитать прямые контракты с поставщиками и потребителями.
Как поясняет эксперт, в 2022 году из-за санкций нарушились традиционные каналы поставок — и ориентированная на них оптовая торговля стала проседать. Их клиенты начали искать новых поставщиков как за границей, так и внутри России — тех, кто занялся импортозамещением. Такой поиск — дело хлопотное, тем более, что импортозамещающие компании не могли быстро наладить производство продукции, которая удовлетворяла бы критериям покупателей. В этом процессе оптовики участвовать не могли; и их недавние клиенты стали заключать прямые контракты с новыми производителями необходимого им сырья и компонентов, а также с новыми иностранными потребителями их экспортной продукции.
Оптовая торговля сохраняется в прежних объемах (и, наверно, даже растет) главным образом в поставках пищевых продуктов российского производства для розницы — крупных торговых сетей. Услуги оптовиков остаются востребованными и в некоторых других случаях, отмечает Елена Ткаченко. Например, когда российская компания из-за санкций не может купить товар напрямую и требуется посредник. Иногда он нужен для поиска альтернативного поставщика, которого сам клиент оптовой компании по каким-то причинам найти не может. Также рост оптовой торговли наблюдается в сегментах, ориентированных на отечественный рынок топлива и ГСМ.
Цифровизация стимулирует
Как отмечает Елена Ткаченко, такому изменению структуры взаимоотношений в бизнесе сильно помогла цифровизация, которая способствовала массовому распространению удобных smart-контрактов, торговле через разного рода цифровые платформы. Значительную положительную роль в такой цифровой трансформации сыграла, по словам эксперта, заинтересованность со стороны налоговой службы. «Электронный документооборот, smart-контракты прозрачны для налоговиков, которые наблюдают их в режиме онлайн. Для них это удобно», — поясняет Елена Ткаченко. Цифровизация, значительно упростившая оформление сделок, позволяет снижать издержки, в том числе, путем отказа от услуг посредников-оптовиков.
Новый тренд, как утверждает эксперт, затронул и производителей военной продукции, за издержками которых внимательно следит Минобороны, которое всячески противодействует увеличению цен на свои заказы (поскольку норма прибыли в этой сфере фиксирована, а цены формируются преимущественно затратным методом). Да и самим производителям прибегать к услугам посредников-оптовиков не очень удобно, поскольку это сопряжено с дополнительным рисками, требующими проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов.
Закат оптового фактора
Важно понимать, подчеркивает Елена Ткаченко, что теперь по динамике оборота оптовой торговли уже нельзя судить о динамике экономической активности — потому что оптовая торговля перестала адекватно описывать взаимоотношения компаний со своими контрагентами. Значительная часть таких взаимоотношений в секторе В2B теперь обходится без услуг оптовиков и не попадает в статистику оптовой торговли — хотя сама торговля, при поставках и продажах, осуществляется, при этом она учитывается в других разделах статистики. Таким образом, спад показателей оптовой торговли не означает сокращения производства (и, соответственно, снижения объемов закупок и продаж). Наоборот, индекс промышленного производства заметно увеличивается (за январь—октябрь — на 10,4%), что означает рост объемов производства промышленной продукции.
В результате новый тренд значительно ухудшил положение сектора оптовой торговли, где множество компаний находится в предбанкротном состоянии — особенно те, кто раньше занимался крупными оптовыми поставками за границу. «В ближайшем будущем последствия нового тренда ощутит также и банковский сектор», — утверждает эксперт.
Пик новой тенденции пришелся на март 2023 года, когда оборот оптовой торговли в Петербурге упал на рекордные 39,5%. Потом сокращение начало постепенно уменьшаться, поскольку компании постепенно находят новых поставщиков и покупателей и поручают контакты с ними оптовикам. В то же время полного возврата к прежнему формату не происходит — до сих пор динамика оптовой торговли остается отрицательной (к прошлому году), главным образом потому, считает эксперт, что сбыт в прежних объемах не могут восстановить оптовые торговцы крупными партиями сырьевых товаров, работающие через Товарно-сырьевую биржу. Елена Ткаченко уверена, что благодаря цифровизации новый тренд прямого взаимодействия в секторе В2В продолжит свое развитие, поскольку он позволяет компаниям снижать издержки.