Эксперты: Отходы в Ленобласти почти не регулируются государством
Главным дефектом принятой на днях в Ленобласти новой территориальной схемы по обращению с отходами эксперты называют отсутствие в ней подробной информации по обращению с основным по объему видом отходов — образующихся в результате хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (промышленные, строительные, отходы лесного хозяйства, сельского хозяйства и т.п.). По разным оценкам, они составляют от 91% до 95% всего объема отходов, образующихся на территории Ленобласти.
Также в документе отсутствуют внятные, по мнению экспертов, технико-экономические расчеты и обоснования динамики образования отходов и способов обращения с ними. Эти дефекты, скорее всего, вынудят представителей власти заново переписать терсхему. Впрочем, ближайшие год-два по ней работать можно, считают собеседники РБК Петербург.
Новая терсхема
Об утверждении новой территориальной схемы по обращению с отходами пресс-служба Ленинградской области сообщила 20 декабря. Как того требует федеральный закон, в терсхеме актуализированы места накопления ТКО; указаны сроки вывода из эксплуатации объектов размещения твердых коммунальных отходов (ТКО), мощности которых близки к исчерпанию, а также не соответствующих современным требованиям; представлены некоторые (хотя и не все) целевые показатели по утилизации и обработке отходов, установленные для региона в рамках национального проекта «Экология». Ранее власти Ленобласти сообщали, что до 2024 года планируется закрыть восемь полигонов, где производится захоронение ТКО: «ЭКО-Плант», «Лель-ЭКО», «Профспецтранс», ЗАО «Промотходы» («Северная Самарка»), «Новый Свет — ЭКО», ООО «Полигон ТБО», ООО «Благоустройство» и «Авто-Беркут».
Терсхема предусматривает увеличение доли отходов, направляемых на обработку — с нынешних 59,5% до 75% к 2023 году, а к 2024 году — до 80%. Также запланировано достижение показателя по утилизации в размере 19% к 2023 году, а к 2024 году — до 25% от общей массы ТКО. Для этого предусмотрено в 2022–2024 годах строительство и реконструкция шести объектов обращения с отходами. В их число входят проекты, реализуемые областным регоператором УК ООЛО. Это перерабатывающий комплекс с полигоном в промышленной зоне «Фосфорит» Кингисеппского района мощностью переработки до 300 тыс. тонн в год, который согласился софинансировать «Российский экологический оператор» в размере 875 млн рублей (из около 3,5 млрд руб. общих инвестиций); комплекс переработки отходов «Рахья» мощностью 300 тыс. тонн во Всеволожском районе и завод по переработке пластиковых отходов с линией выпуска готовой продукции (скамейки, корзины, контейнеры) мощностью 40 тыс. тонн.
В терсхеме остались три площадки для инженерных изысканий петербургского регоператора АО «Невский экологический оператор» (НЭО): выборгский карьер «Островский», всеволожский карьер «Дубровка» и ломоносовский «Брандовка». Некоторые из них вызывают протесты жителей и неоднозначную реакцию областного Комитета по обращению с отходами, а также губернатора Ленобласти Александра Дрозденко.
Только ТКО
Председатель Экологического совета при губернаторе Ленобласти, председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зеленый крест» Юрий Шевчук считает главным дефектом терсхемы регламентацию обращения только с ТКО, которые составляют по разным оценкам от 5% до 9% объема всех отходов, образующихся на территории Ленобласти (в Петербурге — 17%, в целом по России — 2,5%). Он отмечает, что власти этого обстоятельства не скрывают — в терсхеме прямо говорится об образованных в 2020 году 717,8 тыс. тонн ТКО (при общем количестве отходов производства и потребления, включая ТКО, в 7,68 млн тонн), поскольку она предназначена для реализации мусорной реформы, которая регламентирует обращение только таких отходов. По его словам, чиновники намерены регламентировать все остальные отходы (промышленные, строительные, отходы лесного хозяйства, сельского хозяйства и т.п.) в других документах, которых пока нет (как, впрочем, и в Петербурге).
Что касается данной терсхемы, то она, по мнению эксперта, составлена более грамотно, чем аналогичный документ Петербурга. Хотя и в ней отсутствует полный набор необходимых целевых показателей по обращению с ТКО (нет показателей по каждому году, по разным видам отходов и др.), но есть сведения о выводимых из эксплуатации полигонах, о планируемых объектах сортировки и переработки отходов и даже более или менее полная информация об образователях отходов. Последнее особенно важно, поскольку без таких сведений невозможно корректно планировать работу по обращению с отходами, в том числе, устанавливать адекватные тарифы.
С отсутствием полноценной информации об образователях отходов столкнулся регоператор УК ООЛО в начале своей деятельности, что сильно дестабилизировало его работу. Ему потребовалось предпринять большие усилия для восполнения пробела — и к настоящему моменту этот дефект в значительной степени преодолен (хотя и не полностью), утверждает Юрий Шевчук, что значительно снижает риски регоператора. При этом, однако, не проделаны адекватные технико-экономические расчеты и обоснования динамики образования отходов и способов обращения с ними, хотя этого требует постановление правительства РФ от 22.09.2018 № 1130. Без таких расчетов инвестиционные и рабочие планы составлены «на глазок», экстраполяцией данных предыдущих лет, что чревато ошибками. Эти дефекты делают необходимым вскоре заново переписать терсхему.
Придется переделывать
В то же время эксперт утверждает, что для составления полноценной терсхемы, необходимо сначала принять адекватную Концепцию обращения с отходами, описывающую стратегию региона в этой сфере. И уже на основе этой Концепции следует составлять терсхему и «дорожную карту» — план конкретных мероприятий. «Без всего этого не удастся достичь 50-процентной утилизации отходов к 2030 году, предусмотренной нацпроектом «Экология» путем реализации современных инвестиционных проектов, предполагающих глубокую переработку отходов, причем не только ТКО», — считает Юрий Шевчук. По его словам, в правительстве Ленобласти это, в общем, понимают и потому признают, что через 1-2 года терсхему придется переделывать (закон это разрешает). «А на 1-2 года эта терсхема вполне годится — по ней работать можно. Экстраполяция данных предыдущих лет на последующие год-два не сильно искажает картину», — полагает он.
В принципе областная терсхема должна быть согласована с петербургской (НЭО ее еще не разработал), но особых проблем Юрий Шевчук здесь не видит. Он считает, что сферы ответственности можно разделить, поскольку транспортировать городские отходы будут перевозчики по договорам с городским регоператором на объекты, принадлежащие городу, хоть и находящиеся на территории области.
Миллионы тонн отходов
По данным Комитета Ленинградской области по обращению с отходами, включенным в терсхему, в 2020 году в области образовано 717,8 тыс. тонн ТКО (в 2022 году, как предполагается, масса отходов увеличится до 726 тыс. тонн), обработано — 440 тыс. тонн, утилизировано — 148,4 тыс. тонн (21% от образованных и 34% от обработанных), направлено — на захоронение 569,4 тыс. тонн (79% от образованных). Кроме того, в область для обработки, утилизации, обезвреживания и размещения из Санкт-Петербурга поступило 2,24 млн тонн отходов. В целом, считая все виды отходов (образующихся в сельском хозяйстве, строительстве и т. д.), Ленобласть сгенерировала в прошлом году 7,68 млн тонн отходов, из которых ТКО составляют 9,4%.
Повтор публикации от 22.12.2021