Петербургские новостройки возвращаются на землю
После того, как Смольный принудил застройщиков за свой счет создавать социальную и значительную часть улично-дорожной инфраструктуры, соответствующие строительные нормативы стали напрямую влиять на издержки жилищного строительства. В рассматриваемом сейчас ЗакСом проекте закона «О региональных нормативах градостроительного проектирования, применяемых на территории Санкт-Петербурга» (РНГП) бизнес лоббирует уменьшение своих инфраструктурных обязательств, а депутаты стараются обязательства застройщиков и исполнительной власти, наоборот, расширить - ради повышения комфортности городской среды.
Бизнесу хуже, гражданам — лучше
В принятом сегодня во втором, ключевом, чтении законопроекте об РНГП некоторые минимальные показатели обеспечения петербуржцев социальными, культурными и коммунально-бытовыми объектами, инженерной и транспортной инфраструктурой увеличены по сравнению с базовым вариантом Смольного, одобренном ЗакСом 11 декабря в первом чтении. Соответствующие изменения содержались в принятой ЗакСом комплексной поправке Комиссии по городскому хозяйству, сформированной по результатам деятельности Рабочей группы из чиновников, депутатов и экспертов, созданной после первого чтения для корректировки законопроекта.
По требованию экспертов Комиссии по горхозу снижен ключевой норматив жилищной обеспеченности населения – чтобы приблизить его к реальности. Указанные в базовом законопроекте 35 кв. м. общей площади на человека на период до 2025 года явно не соответствуют даже сегодняшней платежеспособности россиян, которая наверняка будет уменьшаться из-за разворачивающегося экономического кризиса. Чиновники согласились на 28 метров, хотя реальная цифра, по расчетам эксперта Комиссии по горхозу, директора центра экспертиз «ЭКОМ» Александра Карпова – 23 метра. Уменьшение этого показателя, при сохранении плотности застройки, увеличивает численность новоселов, а значит, и обязательства властей и застройщиков по социальной инфраструктуре и плотности улично-дорожной сети. Именно это обстоятельство и было основным мотивом для экспертов, которые стремились приблизить РНГП к европейским показателям хотя бы по обеспеченности населения социальной и дорожной инфраструктурой.
Школ и улиц будет больше
При проектировании под жилищную застройку территории, которую пешеход может пересечь за час («с радиусом доступности до 30 минут пешего хода»), к 55 местам в детсадах (на 1 тысячу жителей), которые власти и застройщики обязаны предоставить жителям домов в радиусе 300 метров, добавили 2 места в специализированных и 8 мест в оздоровительных детских садиках. Аналогично увеличен РНГП для школ. «Придворные» (в радиусе 500 метров – во дворе) школы должны обеспечивать 120 мест на 1 тысячу жителей, а для территории района (с радиусом доступности до 30 минут) добавили 20 мест в специализированных школах. Также увеличены нормы по числу парковочных мест в центре города, которые необходимо создавать при реализации инвестиционных проектов.
Увеличен показатель минимальной плотности уличной сети - с 4 км на 1 кв. км застройки в базовом варианте, до 6 км. Заметим, что сейчас во многих районах города эта плотность существенно ниже – в Купчино, например, севернее проспекта Славы, она не превышает 2,9 км. Зато в Московском районе, в кварталах «сталинской» застройки от метро Московская до Электросилы – 5,6 км. А в центре Петроградской стороны -- и вовсе 15,2 км. То есть, прежний норматив в 4 км означал воспроизводство Гражданки, а новый (6 км) предполагает уличный комфорт уровня микрорайонов «сталинской» застройки. На заседаниях Рабочей группы Александр Карпов предлагал установить норматив на минимальном уровне европейских городов – 8 км/кв.км, но чиновники отказались. Зато согласились немного повысить плотность сети магистральных улиц – с 2,2 км/кв.км до 2,5 км/кв.км. В целом нормативы плотности улично-дорожной сети, по словам А.Карпова, заметно уступают европейскому уровню. Зато они сокращают затраты бюджета и застройщиков, по сравнению с бременем, которое вынуждены нести их европейские коллеги.
Коммунальные нормативы занижены
По сравнению с первым чтением в законопроекте остались без изменения нормативы потребления коммунальных услуг, даже явно заниженные, как, например, 30 Вт электроэнергии на 1 кв. м. общей площади помещений жилого дома. Это мало даже для коттеджа (ИЖС), а уж для многоквартирного дома такой норматив занижен раза в три. На просьбу А.Карпова, в ходе обсуждения на заседании Рабочей группы, представить обоснование этого показателя, чиновники заявили, что ее выдал Комитет по энергетике, так что обсуждать тут нечего. «Они профессионалы и мы им доверяем», - пресекли, по словам эксперта, его любопытство чиновники.
В целом законопроект, даже после исправления ко второму чтению, А.Карпов считает плохим: «Он мне категорически не нравится. Это не более чем суррогат, призванный прикрыть неспособность нынешней власти разработать цивилизованные нормативы». Эксперт надеется, что в будущем, при более благоприятной ситуации, закон удастся улучшить поправками, а еще лучше – переписать заново.
Владимир Грязневич