Дневник кризиса: некоторые категории импорта сократились до нуля
Петербургские предприниматели продолжают вести хроники своих рабочих дней в период кризиса. По просьбе РБК Петербург они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о возможностях для развития.
В сегодняшнем дневнике — «главная головная боль» бизнеса и ожидаемые изменения в сфере поставок фруктов и овощей.
Михаил Гультяев, генеральный директор таможенного брокера Meridian:
«Когда мы прорабатывали возможности перестройки нашего бизнеса, стараясь перейти на удаленный формат работы, то пришли к выводу, что полностью уйти в онлайн не получится. Наши сотрудники работают с оригиналами документов, они должны находиться в офисе. Сейчас на удаленку перевели 50% штата. Тех, кто остался работать в офисе, возим на такси за счет компании.
Кроме того, часть персонала работает в портах, где уже были случаи коронавируса. Их мы обеспечили масками и перчатками, при каждом приезде в офис мы измеряем этим сотрудникам температуру; поверхности смартфонов и другие вещи обрабатываем санитайзером. Все эти мероприятия — такси, маски, перчатки, санитайзер — обходятся нам в 500 тыс. рублей ежемесячно.
Традиционно мы больше всего работали с поставщиками фруктов и овощей. Из наших клиентов значительно сократили объемы импорта компании, которые поставляли косметику, игрушки и цветы. Сохранить продажи смогли только компании, которые занимаются продуктами питания. Но и в этой сфере есть ожидаемые изменения. Например, в сфере поставок фруктов и овощей продажи, что неудивительно, сместились в сторону продуктов первой необходимости: картофеля, яблок, бананов. Ананасы, авокадо, манго и другие дорогие фрукты продаются плохо, что сразу отразилось и на поставках. Был всплеск продаж по лимонам и имбирю, но глобально он никого не спас — имбирно-лимонного бума в Санкт-Петербурге так и не случилось. Сейчас мы планируем освоить поставки новых для нас товаров: текстиль, оборудование.
Есть также ряд других проблем. У клиентов нет денег, они не могут оплачивать наши услуги и просят отсрочки. У нас появились кассовые разрывы — сейчас это главная головная боль. Чтобы хватало средств в обороте, мы берем дополнительные кредиты и теряем деньги на процентах.
Таможенные брокеры не попали в список категорий бизнеса, которые могут получить помощь от государства. Поэтому помочь себе можем только мы сами. Сейчас мы уделили больше внимания маркетингу и привлечению новых клиентов, а для текущих контрагентов предлагаем скидки и отсрочки платежей. Сейчас главная задача компании — не заработать как можно больше, а получить новых партнеров. Мы понимаем, что все плывем в одной лодке.
Мы ждем, когда снимут ограничения и компании снова повезут товары из-за границы, поскольку основная прибыль в нашей сфере приходит от импорта. Для отрасли критически важно, чтобы это случилось в ближайшие один-два месяца».
Записала: Екатерина Фомичева