Опасный симптом: «Лента» завершила 2019 год с убытком
Компания «Лента», управляющая сетью одноименных гипермаркетов и супермаркетов, завершила прошлый год с убытком. Проблемы игрока, который считается одним из самых эффективных на рынке, говорят о печальном положении ретейла в целом, считают в INFOLine. При этом эксперты не исключают того, что компания сможет завершить год позитивно, если будет решительнее осваивать новые форматы работы.
Провал
По итогам 2019 года компания «Лента» нарастила выручку на 1%, до 417,5 млрд руб., а ее чистый убыток за тот же период составил 2,1 млрд руб. с отрицательной рентабельностью на уровне 0,5%, говорится в официальном сообщении компании. Для сравнения, в 2018 году ретейлер получил чистую прибыль 11,7 млрд руб. с рентабельностью 2,9%.
Признаки того, что компания впервые за пять лет окажется убыточной, появились еще в середине прошлого года, когда «Лента» сообщила о чистом убытке за первое полугодие 2019 года в размере почти 4,5 млрд руб. (против прибыли в размере около 5,2 млрд руб. годом ранее). Во втором полугодии 2019 года компенсировать этот провал не удалось.
Под натиском онлайна
В самой «Ленте» убыток объясняют неденежными расходами, которые составили 14,1 млрд руб., включая обесценение активов на сумму 11,8 млрд руб. В снижении рентабельности бизнеса представители «Ленты» винят слабые макроэкономические показатели, агрессивную конкуренцию и растущую промо-активность в сочетании с их собственными упущениями в работе с непродовольственным ассортиментом.
Как сообщает пресс-служба «Ленты» со ссылкой на генерального директора компании Германа Тингу, наибольшие трудности испытывают гипермаркеты. По его словам, это было особенно заметно в третьем и четвертом кварталах, когда из-за сокращения частоты визитов и уменьшения количества товаров в корзине снизились сопоставимые продажи (показатель, используемый для сопоставления данных о магазинных продажах за аналогичный период в прошлом без учета эффекта от расширения сети). Отметим, что в прошлом году «Лента» открыла 8 новых гипермаркетов и 3 супермаркета, тогда же компания закрыла 3 гипермаркета и 7 супермаркетов. На конец года розничная сеть ретейлера составляла 249 гипермаркетов и 131 супермаркет общей торговой площадью почти 1,5 млн кв.м.
По данным исследования GFK, активно «отъедают» аудиторию гипермаркетов онлайн-торговля и жесткие дискаунтеры, которые в 2019 году выросли на 43,3% и 49,1% соответственно. Доля гипермаркетов в общей структуре каналов продаж снизилась с 19% в 2015 году до 16% в 2019 году, подсчитал GFK.
Ставка на фудтех
«Отчасти слабые финансовые показатели ретейлера связаны с политикой перехода компании от экстенсивного пути развития к интенсивному — это зачастую сопровождается заметным «проседанием» на какое-то время основных финансовых показателей, однако стоит учитывать и заметное сокращение потребительского спроса на фоне стагнирующих доходов населения», — говорит Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».
«Год был объективно тяжелым для продовольственного ретейла: низкая инфляция, ценовая конкуренция буквально съели маржу сетей и поставщиков, отсюда многочисленные банкротства как сетей, так и производителей», — говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков. По его словам, ситуация с убытком «Ленты» — симптом отрасли, так как ретейлер считается высокоэффективным игроком.
В то же время Иван Федяков считает, что у ретейлера есть шанс вернуться к прибыли уже в этом году: компания отказалась от экспансии в пользу работы над эффективностью бизнеса, оправилась от ухода Яна Дюннинга (бывший глава компании, перешедший в «Магнит» - ред.) и смены акционера. В 2019 году, напомним, «Севергрупп» Алексея Мордашова стала владельцем 78,73% «Ленты» с учетом приобретенных ранее пакетов акций у Luna Inc. (принадлежит американскому инвестфонду TPG Group) и Европейского банка реконструкции и развития.
«Сейчас «Ленте» не хватает решительности и стратегии. Она одна из последних еще не вышла в сегмент фудтеха, тогда как доставка в сочетании с форматом гипермаркета, например, в виде совместных форматов с «Утконосом» могут дать необходимый потенциал роста оборота и прибыли», — убежден Иван Федяков.