Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

Эксперты: Креативные пространства — это всегда временное решение

Интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых "креативных пространств" не угасает. В течение последнего года в Петербурге что ни день — то заявление о новом "креативном проекте". И потому вполне своевременно задаться вопросом — а нужны ли эти пространства в таком количестве, и если да, то кому и зачем?
Фото: tkachi.com
Фото: tkachi.com

Интерес девелоперского сообщества к созданию так называемых "креативных пространств" - проектов, рассчитанных на привлечение творческого сообщества и реализацию на своих территориях всевозможных арт-замыслов, - не угасает. В течение последнего года в Петербурге что ни день — то заявление о новом "креативном проекте". Вполне своевременно задаться вопросом — нужны ли эти пространства в таком количестве, и если да, то кому?

В общей сложности число всевозможных лофтов, зон коворкинга, арт-территорий давно перевалило за несколько десятков. Однако крупные или просто признаные в своей среде проекты можно пересчитать по пальцам. Среди наиболее успешных - "Этажи" и "Ткачи", которые вполне можно назвать первопроходцами отрасли (если, конечно, не брать в расчет легендарную "Пушкинскую, 10"). Под всевозможные арт-мероприятия отдают свои площади галеря Bulthaup и музей "Эрарта", довольно успешно работает проект "Тайга". Менее масштабные (по занимаемым площадям и количеству резидентов), но весьма интересные пространства - "Табурет", "Третье место", "Зона действия", недавно открывшийся Kokon Space.

Некоторые проекты существуют лишь на бумаге. Амбициозные планы по созданию креативного кластера площадью около 20 тыс. кв. м строят владельцы завода "Ленполиграфмаш", пока они сумели собрать под своей крышей всего несколько профильных резидентов — клубы А2 и Case Club, центр дизайна и урбанистики Make It и ряд других. О планах вложить около 300 млн руб. в преобразование более 2 га земли на Васильевском острове заявила компания "Механобр-техника".

Оценивая реальность эти начинаний, стоит вспомнить историю территории завода "Красный треугольник", которой прочили судьбу центра рок-культуры и андерграунда. Воплотить замысел комплексно пока так и не удалось из-за отсутствия финансирования: площади некоторых производственных корпусов просто сдаются в аренду под офисы и музыкальные студии.

На аналогичное препятствие натолкнулись и собственники фабрики "Красное знамя", рассчитывавшие превратить часть цехов в культурно-деловой центр и музей современного искусства. Впрочем, у "Красного знамени" есть шанс реабилитироваться — с помощью администрации Петербурга, которая намерена начать создание собственного креативного кластера. "Красное знамя" - один из вариантов для его размещения, наряду с изолятором "Кресты", канатным цехом завода "Красный гвоздильщик", трамвайным парком №2 на Васильевском острове и территорией Адмиралтейства, Петровского дока и Летнего сада в Кронштадте. На этом информация, которая известна о городском креативном кластере, исчерпывается, и даже близкие к отрасли эксперты пока не очень понимают, что будет из себя представлять этот проект.

Остается неясным, пожалуй, самый принципиальный момент — кто будет пользователем всех этих креативных пространств? Достаточно ли в Петербурге той самой "креативной индустрии", которая должна приносить доход авторам таких проектов? И можно ли рассчитывать, что подобные проекты — долговечные, особенно на фоне того, что уже сейчас инвесторы развития территории фабрики "Красный Октябрь" в Москве решили отказаться от сформировавшегося здесь довольно успешного креативного кластера и вернуться к первоначальным планам строительства на этой земле элитного жилья.

РБК провел несколько блиц-интервью с экспертами отрасли — и поинтересовался их мнением по данным вопросам. Основной вывод — креативные пространства являются лишь временным вариантом использования объектов недвижимости, в этих проектах нет бизнеса как такового, однако, не принося серьезного дохода, творческие индустрии позволяют "подогреть" интерес к территориям и повысить их капитализацию. А значит впоследствии такую недвижимость — но уже с совершенно другой функцией — владелец сможет продать или сдать в аренду по более выгодным ценам. Таким образом, благодаря экспертам нашлось и объяснение, почему креативный кластер стал так интересен городской администрации. Оказывается, это практически единственный путь заинтересовать бизнес редевелопментом городских территорий.

Директор по развитию креативного пространства "Ткачи" Алексей Нешитов: "На одних театрах бизнес не построить"

- Есть ли в Петербурге та самая "креативная индустрия", для которой предназначены и ваш проект, и многие другие, которые сейчас продолжают активно появляться?

- Сейчас у нас около 60 арендаторов, а число организаций и креативных start-up проектов, заинтересованных в возможности разместиться у нас, давно перевалило за тысячу. Думаю, что если не три, то два таких же здания (площадь "Ткачей" - 13 тыс. кв. м) мы бы и сейчас смогли заполнить.

- Но, наверное, только в том случае, если понимать эту индустрию довольно широко?

- Вряд ли, конечно, нам бы удалось заполнить проект только театральными и музыкальными коллективами. Мы просто не смогли бы себе такого позволить, потому арендная ставка у нас рыночная, 1100 руб за кв. м в месяц с учетом налогов и коммунальных услуг, а такие проекты, как правило, очень небогаты и обычно требуют разного рода дотаций и субсидий. Но они есть среди наших арендаторов, однако их не более 30-40%.

- Арендная ставка у вас действительно приличная. Как представители креативной индустрии "выживают" и что привлекает их сюда, близость к "себе подобным"?

- С мая прошлого года от нас ушло всего два арендатора из наиболее требовательного к нам сегмента - магазинов на первом этаже. У нас нет "особых" коммерческих условий для представителей креативной индустрии, поэтому, я думаю, что выбор делается в первую очередь в пользу концепции, желания находиться рядом с себе подобными, поскольку такие компании очень часто становятся партнерами друг другу и делают какие-то совместные проекты.

- Нет ли опасения, что мода на лофты и креативные пространства скоро пройдет и собственники таких проектов найдут земельным участкам более экономически эффективное применение, пример тому - "Красный Октябрь" в Москве?

- Для "Красного Октября" креативное пространство было антикризисным решением, а строить жилье премиум-класса и бизнес-центры здесь собирались изначально, поэтому никаких противоречий я не вижу. Мы же не собираемся быть "модными". Возможно, те арендаторы, которые делают ставку на моду, и уйдут от нас, но останутся те, кто действительно видит в этом проекте необходимость для себя, удобство от местоположения, сервисов и так далее. И их, я уверен, подавляющее большинство.

Директор Центра прикладных исследований Европейского Университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, социолог - урбанист Олег Паченков: "Креативный кластер не может навязываться "сверху"

- Нет ли ощущения, что креативных пространств сейчас в Петербурге уже несколько с избытком, при этом и администрация города заявила о пяти площадках, на которых могут потенциально появиться такие проекты.

- Потенциала креативных индустрий, как мне кажется, на имеющееся и возможное к появлению количество пространств хватит. И если такие проекты продолжают в городе появляться, значит, пока их все же недостаточно. Другой вопрос, что не всем, возможно, подходит размещение в одних стенах, часть подобных проектов - вероятно, большая - должна быть рассредоточена по городу. Но лично для меня, например, не совсем ясно, почему администрация города выбрала пять, а не три, и не семь площадок?

- То есть инициировать такие проекты все же должен бизнес?

- Креативный кластер - это элемент публичной жизни и его нельзя навязывать "сверху". Частные инициативы в данной сфере более органичны. К тому же, на мой взгляд, существует серьезная проблема с идеологами для таких проектов, и начинать нужно было не с изучения пространств, а исследовать людей в данной среде, и уже с ними определять точки пересечения интересов креативной индустрии с конкретными местами на карте города. Роль государства в данной сфере должна быть похожа на игрока в керлинг - он не должен подталкивать камни или указывать им путь, он должен лишь натирать перед ними лед, чтобы они катились быстрее.

- Но ведь понятно, что креативная индустрия не слишком высокодоходная. Нет ли опасности, что со временем, когда мода и ажиотаж вокруг этой темы пройдут, российские бизнесмены найдут более эффективное применение своим зданиям и земельным участкам?

- Я не вижу причин, почему этого нужно бояться. Это стандартный процесс , и во всем мире в восьми из десяти случаев подобные проекты - временные. На западе они также появлялись как temporary use в связи с закрытием индустриальных площадок. Можно сказать, что для того, чтобы оставаться актуальными, таким проектам нужно обновляться, или, если хотите, умирать и снова возрождаться. Самое важное в данной ситуации, чтобы резиденты таких проектов также это понимали, но знали, что у них есть не год, а, скажем, пять лет, чтобы работать в данном проекте и рассчитывать свои планы.

Директор "Центра стратегических разработок "Северо-Запад" Владимир Княгинин: "Создать креативное пространство не значит осуществить девелопмент, а значит наполнить его интересным содержанием"

- Можно ли как-то оценить место креативной индустрии в экономике Петербурга, в том числе в сравнении с основными "креативными" городами?

- Образец креативной индустрии — Лондон, там около 15-20% занятого населения так или иначе связаны с этой отраслью. В нее входят все те, кто занимается производством образов, впечатлений, переживаний: театры, кино, fashion-индустрия, программирование. Такая деятельность предполагает ненормированный рабочий день, определенный образ существования, независимость мышления. В отличие от Лондона, в среднем в городских креативных индустриях занято около 7-10% населения. Если говорить о Петербурге, то он дотягивает до этого уровня, однако, основную часть его креативной индустрии составляет сегмент HORECA (отели, рестораны, кафе).

- А если говорить о качестве креативной индустрии и креативных пространств в Петербурге?

- Важно подчеркнуть, что создание креативного пространства – это не просто осуществление девелопмента. Гораздо важнее сделать креативное пространство интересным для пребывания, обеспечить его качественное наполнение. Финны в этом вопросе продвинулись гораздо дальше Санкт-Петербурга, не говоря уже о мировых столицах креатива.

- А городу зачем свой "креативный кластер" при наличии достаточного количества частных проектов?

- С приходом креативных индустрий капитализация территории значительно повышается. Берлин, например, использует формат креативного кластера для качественного переформатирования депрессивных районов. Аналогичная ситуация с фабрикой №798 в Пекине. И Петербург тоже пойдет по этому пути. Других причин для инициирования такого проекта городской администрацией я не вижу.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 10:32
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 10:32
Ловушки управления: что не так с планами, дедлайнами и частыми встречамиПодписка на РБК, 10:49
Тренер сборной Норвегии назвал «шоу уродов» жеребьевку ЧМ-2026 Спорт, 10:46
Сколько Египет зарабатывает на Суэцком канале и индустрии путешествий РБК и РЭЦ, 10:45
Swarovski подала заявку на регистрацию товарного знака в России Бизнес, 10:41
Сладость или гадость: чем можно заменить сахар и насколько это безопасноПодписка на РБК, 10:35
«Эта победа нужна всей России». Сможет ли Ян вновь стать чемпионом UFC Спорт, 10:30
Тест для инвестора: готовы ли вы к облигациям #всенабиржу!, 10:30
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Обломки БПЛА упали на территорию промпредприятия в Рязанской области Политика, 10:28
У Овечкина прервалась лучшая в сезоне НХЛ серия с набранными очками Спорт, 10:19
Посол Казахстана не увидел причин прекращать транзит нефти из России Политика, 10:16
Когда планы разбиваются о реальность: 5 способов справиться с фрустрациейПодписка на РБК, 10:15
Перфекционизм и страх мешают креативности. Как ее развитьПодписка на РБК, 10:05
Каких результатов добиваются компании с помощью технологий РБК х МТС Бизнес, 10:03
Еще один глобальный кризис: чем пластиковый мусор грозит миру и РоссииПодписка на РБК, 10:00