Перейти к основному контенту
Тренды Петербурга ,  
0 

В России начинается массовое производство беспилотных поездов

Испытания, предваряющие производство, завершились в Вологодской области
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru
Фото: Пименов Роман/PhotoXPress.ru

На Северо-Западе России завершили испытания системы роботизированной помощи машинисту маневрового железнодорожного локомотива на базе технологий искусственного интеллекта. Отработка системы проходила в рамках совместного проекта Cognitive Pilot (разработчик системы, дочернее предприятие «Сбера» и Cognitive Technologies) с ОАО «РЖД» на двух площадках РЖД, в том числе, на станции Лоста в Вологодской области.

Главная задача проекта — снизить вероятность аварий, являющихся одной из ключевых проблем мировой отрасли железнодорожного транспорта. Cognitive Pilot уже объявил о начале серийного производства «умных» локомотивов. Специалисты отмечают, что пока подобная технология нигде в мире в массовом масштабе не применяется.

Роботизация процесса

По данным Национального бюро безопасности на транспорте США, аварии на железной дороге с участием людей или транспортных средств происходят почти каждые 2 часа. Аналитики и специалисты отрасли считают, что одной из существенных причин таких аварий является человеческий фактор, что оборачивается многомиллиардными потерями, в том числе на восстановление инфраструктуры.

«Эксперты во всем мире в один голос говорят, что решить проблему безопасности движения может роботизация процессов управления поездами. Профессия машиниста — одна из наиболее сложных и опасных. Роботы позволят снять с машиниста рутинную нагрузку и оказать помощь в экстренных ситуациях. С началом серийных поставок нашей Cognitive Rail Pilot мы уверены, что уровень безопасности маневровых операций на железной дороге выйдет на качественно новый уровень, со снижением числа инцидентов до 70%. Экономическая модель использования системы дает быструю окупаемость за счет повышения ритмичности работы локомотивов», — говорит генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова.

На первом этапе внедрения Cognitive Rail Pilot в железнодорожную сферу предполагается использование системы на самом проблемном участке — в маневровых локомотивах, работающих на сортировочных станциях. Операции здесь — одни из самых сложных из тех, что выполняются на ж/д. Поэтому автоматизация в этой зоне востребована в наибольшей степени. Система должна в любую погоду ориентироваться в сложной топологии путей, стрелок, карликовых и мачтовых светофоров, понимать направление движения, определять «свой» путь.

Система Cognitive Rail Pilot прошла комплекс ходовых испытаний на подвижном составе. Умные локомотивы проехали более 300 часов в режиме опытного пробега с участием специалистов компании и более 5 тыс. часов подконтрольной эксплуатации без их присутствия. Испытания показали, что система помощи машинисту позволяет при помощи технологий компьютерного зрения, миллиметровой радиолокации и искусственного интеллекта распознавать потенциально опасные объекты на железной дороге: другие составы, стрелки, пути, людей, светофоры и т.д. Она обеспечивает высокий уровень точности детектирования опасных объектов и ситуаций во всех погодных условиях (в дождь, снегопад, туман или в ночное время), в которых функционирует подвижной состав РЖД, при диапазоне температур от — 40 до +50 градусов. В компании говорят, что система может самостоятельно оценивать обстановку, она предупреждает машиниста об опасности столкновения и, если он не реагирует, обеспечивает автоматическое торможение.

Серийные поставки

Для возможности серийного производства Cognitive Pilot получил необходимые разрешения (декларации соответствия требованиям различных госструктур). Это позволяет компании начать серийные поставки системы, помимо территории России, также в Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Оборудование для Cognitive Rail Pilot производится на первой в России робофабрике в Томске.

Отметим, что РЖД силами специалистов собственного подразделения на протяжении последних лет также разрабатывает системы роботизированной помощи машинистам. Но до создания конечного продукта с получением всех разрешений на массовое производство, говорят специалисты, дело пока не дошло.

Наталья Чернышева, директор по акселерации кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий Фонда «Сколково», называет систему Cognitive Rail Pilot потенциально востребованной в сфере железнодорожных перевозок. «Система позволит решить одну из ключевых проблем отрасли — значительно повысить безопасность на железной дороге и свести к минимуму число инцидентов. Сегодня РЖД активно внедряет инновации, и решения на основе искусственного интеллекта в управлении перевозками сегодня в приоритете, — сказала эксперт РБК Петербург. — Кроме того, востребованность таких решений высока и на зарубежном пространстве. Мировой рынок технологий беспилотного управления ж/д техникой динамично развивается и здесь определяющим является не политические факторы, а качество продукта. А на прикладных рынках искусственного интеллекта российские технологии всегда одни из лучших».

Мировой рынок систем автономного управления ж/д транспортом динамично развивается. По данным аналитиков Visiongain, сегодня его объем составляет более 7 млрд долл. и к 2031 году превысит 21 млрд, с ежегодной динамикой в 11,4%.

Справка

Система Cognitive Rail Pilot — третья из запущенных в массовое производство систем беспилотного управления транспортом, разработанных компанией Cognitive Pilot. Ранее произошло внедрение в массовое коммерческое использование системы автономного управления сельхозтехникой Cognitive Agro Pilot — сначала для зерноуборочных комбайнов разных производителей, а потом — также для обновленной модели трактора «Кировец» К-7М, выпускаемых «Петербургским тракторным заводом».

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Сборная «Россия 25» обыграла Белоруссию на Кубке «Первого канала»Спорт, 16:46
Что формирует спрос на съемные квартиры в столичном регионе16:25
Медведев не исключил появление новых регионов в составе РоссииПолитика, 16:12
Премьер Грузии заявил, что «майдан» в стране не состоится никогдаПолитика, 16:12
Как оптимизировать бизнес-процессы при резком росте заказовРБК и Альфа-Лизинг, 16:00
Путин предложил запустить аналог программы «Время героев»Политика, 15:59
Тренды 2024 года в мире криптовалютКрипто, 15:57
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Россия 25» пропустила три шайбы за 68 секунд на Кубке «Первого канала»Спорт, 15:55
Эрдоган назвал, в какой стране могли оказаться Дамаск и АлеппоПолитика, 15:53
Как low-code ускоряет разработку и вывод продуктов на рынокТренды, 15:53
Путин увидел «вагон проблем» в вопросах к прямой линииПолитика, 15:39
Куда любит ездить шеф-повар и совладелец ресторанов Selfie, «Гвидон» и IKРБК и Wey, 15:30
Мишустин выразил соболезнования в связи со смертью Раисы МаксимовойОбщество, 15:28
Вызовы и тренды: будущее R&D в промышленностиТренды, 15:27