Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Свердловской области загорелся центр для пожилых людей Общество, 02:50 Трамп опроверг обвинения по обеим статьям в рамках импичмента Политика, 02:11 Овечкин обошел двух канадских звезд в списке бомбардиров в истории НХЛ Спорт, 02:07 Демократы направили в сенат обоснование импичмента Трампу Политика, 01:57 Сотрудники Росгвардии спасли упавшего в Москву-реку мужчину Общество, 01:28 В Йемене при ракетном обстреле военного лагеря погибли 60 человек Общество, 01:10 Национальный архив США извинился за убранное с фото протестов имя Трампа Политика, 01:08 Сарадж попросил оказать давление на сторонников Хафтара Политика, 00:42 Администрация ТЦ «МЕГА Химки» извинилась за избиение подростка охранником Общество, 00:01 Хафтар прибыл в Берлин для участия в конференции по Ливии Политика, 18 янв, 23:31 Президент Ливана потребовал навести порядок в Бейруте на фоне протестов Общество, 18 янв, 23:06 Принц Гарри и Меган Маркл откажутся от титулов и вернут деньги в казну Политика, 18 янв, 22:43 Овечкин вошел в десятку лучших снайперов в истории НХЛ Спорт, 18 янв, 22:33 Самолет Utair совершил вынужденную посадку в Ханты-Мансийске Общество, 18 янв, 22:27
С.-Петербург ,  
0 

«Как снежный ком»: жители конфликтуют с бизнесом в Петербурге

Фото: Майя Жинкина/Интерпресс

Представители петербургских торговых и ресторанных сетей сообщили о резком росте в 2019 году числа конфликтов с жильцами домов, в которых работают магазины и точки общепита. Сложные соседства требуют от бизнеса первых этажей существенных дополнительных затрат, а иногда и закрытия заведений. «Это новая реальность работы в городе; ее необходимо учитывать еще на этапе выбора помещения», — констатируют собеседники РБК Петербург. Они объясняют сложившуюся ситуацию повышением юридической грамотности граждан, а также новыми правилами Жилищного кодекса РФ.

«Потеряли продажи, прибыль»

Сразу несколько петербургских рестораторов сообщили РБК Петербург, что проблема «улицы Рубинштейна» перестала быть уникальной для Северной столицы и распространилась практически на весь город. Повсеместно, где бизнес работает в жилых домах, поступают жалобы на шум кондиционеров, холодильных установок, на разгрузку машин под окнами и запахи от приготовления пищи.

Как рассказал РБК Петербург генеральный директор ООО «АмРест» (развивает сети Pizza Hut и KFC) Абдалла Хафез, из-за конфликта с местными жителями его компании в этом году пришлось закрыть два заведения возле станции метро «Парк Победы». «Мы закрыли два ресторана, которые работали больше пяти лет, потому что не смогли установить воздуховод — группа жильцов просто не дала это сделать, в результате Роспотрбенадзор предъявил претензии. Конечно, это негативно сказывается на нашем бизнесе, мы потеряли продажи, прибыль, наши сотрудники потеряли работу», — сказал он.

Ещё в двух точках в Петербурге, рассказал Абдалла Хафез, «АмРесту» удалось решить спор с жителями, установив в доме кондиционеры и усилив шумоизоляцию: «Мы пошли людям навстречу, решив, что заплатить за благоустройство 1-1,5 млн для нас выгоднее, чем закрыть заведения». Однако по его словам, иногда бывают просьбы жильцов, которые физически невозможно выполнить. «Однажды нас попросили выкупить все квартиры на первом этаже по цене намного выше рыночной. Понятно, что мы на такое не пойдём».

О том, что число конфликтов между жителями и бизнесом «растёт как снежный ком», сказал и Виталий Свидовский, генеральный директор и совладелец сети «Теремок».

«Стали грамотнее»

На аналогичные конфликты стали намного чаще жаловаться ретейлеры. Как говорят игроки рынка розничной торговли в Петербурге, в этом году сеть супермаркетов «Магнит» была вынуждена закрыть точку, расположенную в жилом доме в Колпино, из-за конфликтов с жильцами. РБК Петербург направил запрос в «Магнит» с просьбой прокомментировать ситуацию.

Генеральный директор ГК «Реалъ» Александр Мышинский также сообщил, что хотя конфликты с жильцами были и раньше, в этом году проблема стала острее. «Сейчас, я наблюдаю, люди стали грамотнее, появилось много контор, которые занимаются вымогательством у собственников или арендаторов помещений денег для решения проблем жильцов. Это стало бизнесом. Если раньше люди приходили с возмущениями, то сейчас приносят юридически грамотные документы, составленные профессионалами», — рассказал он.

В ретейле, по словам Мышинского, суммы для благоустройства помещения для жителей ниже, чем в сетях общепита — в районе 300-600 тыс. руб. «Мы готовы платить такие деньги в точке, которая приносит нам бОльшую прибыль для сети. Если же понимаем, что затраты не отбиваются или невозможно решить проблему законным путём, то приходится закрывать точку», — говорит он.

Почему нельзя без конфликтов?

По словам представителей бизнеса, законодатель предоставляет жильцам домов, в которых располагаются коммерческие помещения, широкие возможности для жалоб. Например, недовольный местный житель всегда может пожаловаться на несоблюдение ретейлером требований Роспотребнадзора. Как отмечает замгендиректора сети SPAR в Калининграде Алексей Елаев, санитарные требования к продовольственным магазинам были утверждены в 2001 году (к местам общественного питания — в 2010 году) — соответственно все ранее построенные помещения сегодня не отвечают этим требованиям. Например, в настоящее время запрещена разгрузка товаров со стороны зданий, имеющих окна — а именно так и была устроена вся советская и российская торговля.

Поэтому многие ретейлеры и рестораторы заинтересованы в том, чтобы жалоб на них было как можно меньше (а соответственно, и проверок). «К сожалению, единственный механизм разрешения этой ситуации — договариваться с жильцами. Ни в коем случаем нельзя вступать с ними в конфликт, любая жалоба жильцов в контролирующие органы может привести к остановке деятельности объекта», — говорит Елаев. «Нужно делать шумоизоляционные покрытия, менять холодильную машину на машину спирального типа, которая менее шумная. Если у вас идёт разгрузка со двора — то договориться с жильцами, что вы отремонтируете во дворе дорогу», — говорит он.

Вынужденное переселение

Другой выход — закрывать заведение в «скандальной» точке и переезжать в ТЦ или отдельно стоящее здание. Опрошенные РБК Петербург игроки рынка в наступающем году планируют придерживаться второго варианта. Как отметил Абдалла Хавез, KFC и Pizza Hut планируют в 2020 году сделать акцент на развитие заведений в ТЦ и отдельно стоящих ресторанах. В Knight Frank St Petersburg РБК Петербург рассказали, что из-за сложившейся ситуации сети «Токио-Сити», McDonalds и «Контакт бар» также не рассматривают для открытия новых точек встроенные помещения в жилых домах.

Александр Мышинский также сообщил, что «Реалъ» из рассматриваемых сейчас под открытие магазинов помещений старается брать отдельно стоящие здания — на сегодня из двадцати точек, находящихся в разработке, пятнадцать — именно такие.

Виталий Свидовский отметил, что конфликты с жильцами отбивают желание бизнесменов инвестировать в street retail. Однако он обратил внимание на то, что в жилых домах отмечается более высокий рост продаж. «В ТЦ мы фиксируем рост продаж на 5-7%, а в ресторанах в помещениях street retail — на 10-15%. Это связано с туристическим потоком, который сейчас касается не только Невского проспекта, но и многих улиц в Центральном, Петроградском, Адмиралтейском и Василеостровском районах. Там наши точки в основном расположены в жилых домах», — сообщил Виталий Свидовский. Поэтому, по его словам, «Теремок» готов идти на компромисс с жильцами. Но если встанет вопрос о «больших деньгах», «Теремок» будет готов закрыть точки в «скандальных» локациях.