Новая экономика: как чистая улица может привлечь в Ленобласть инвестиции
Бесконтрольное разрастание прилегающих к Петербургу районов Ленобласти и, наоборот, сокращение населения периферийных городов региона выдвинуло на первый план простые человеческие проблемы. Людям нужно где-то работать, как-то добираться до работы, где-то отдыхать, гулять с детьми и так далее. Одновременно перед руководством области встал вопрос поиска новых инвесторов, поскольку крупные инвестиционные проекты региона подходят к завершению.
Эти вопросы имеют прямую связь друг с другом. Инвесторам нужна качественная рабочая сила, а квалифицированные работники не будут жить в городах, где им некомфортно. Такое положение дел, с одной стороны, подталкивает власти Ленобласти к скорейшему решению проблем качества городской среды, с другой — дает возможность заинтересовать инвестора в совместном решении этих проблем.
Как наилучшим образом использовать эту возможность, обсуждали участники круглого стола «Комфортная городская среда в Ленинградской области: стимулы к развитию», организованного правительством Ленобласти совместно с РБК Петербург при поддержке ВТБ. Дискуссия прошла в рамках актуализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области, один из приоритетов которой — формирование качественной городской среды.
Денег нет и не будет
Вице-губернатор Ленобласти — председатель комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Дмитрий Ялов предложил отойти от привычного обсуждения проблем комфортной городской среды. «В традиционной логике мы можем называть цифру — сколько властям надо построить школ, детских садов, дорог, чтобы обеспечить массовое жилищное строительство в прилегающих к Петербургу районах. На эти цели необходимы сотни миллиардов рублей, таких денег у нас нет, и такой подход нас никуда не приведет», — сказал он.
Альтернатива — проектный подход, в котором появляется инвестор, по той или иной причине заинтересованный в повышении комфорта жилой среды. Замгендиректора института «Урбаника» Александр Холоднов привел в пример группу ИСТ, которая построила в Тихвине вагоностроительный завод и жилье для работников. «Компания реализовала программу по развитию городской среды в целях повышения лояльности своих сотрудников. Нельзя сказать, что по итогам этой работы все проблемы были решены, но серьезные имиджевые эффекты были достигнуты. Была построена библиотека, были реализованы проекты по развитию городских улиц», — рассказал он.
«Чтобы достичь серьезного эффекта на отдельно взятой территории, в первую очередь необходима некая структура, которая должна быть в этом кровно заинтересована», — убежден эксперт. Но конкретный инвестор, по собственной инициативе вкладывающий средства в качество жилой среды, — явление редкое. Поэтому урбанист предложил создать специальную организацию, которая отвечала бы за реализацию «конкретных точечных проектов по улучшению городской среды в конкретных населенных пунктах». Такая организация должна выявлять проблемы, инициировать проекты для их решения, готовить концепцию проектов с учетом интересов бизнеса, предпроектную документацию и привлекать инвесторов к реализации уже проработанной идеи.
Капитализация комфорта
Инвесторами подобных проектов, по мнению участников круглого стола, могли бы стать не только градообразующие предприятия, как это произошло в Тихвине. Вторая группа потенциальных интересантов — это девелоперы жилой недвижимости. «Если бы в каждом районе были созданы агентства для координации развития узлов, охватывающих не отдельные жилые комплексы, а район в целом, и они синхронизировали бы действия властей и планы застройщиков, это могло бы позитивно отразится на капитализации квадратных метров», — отметил председатель правления ГК «РосСтройИнвест» Игорь Креславский.
В свою очередь, замруководителя Северо-Западного регионального центра банка ВТБ, вице-президент банка Руслан Еременко отметил, что финансовые организации, кредитующие девелоперские проекты, также заинтересованы в деятельности подобных агентств. «Через нас проходит большое количество проектов, и далеко не каждый можно положительно оценить с точки зрения его перспективы. Например, микрорайон, из которого все должны выехать на работу в Санкт-Петербург, априори обречен. Принятых положительных решений со стороны банка было бы больше, если бы инвестор понимал, что будет дальше происходить на территории его проекта», — полагает представитель ВТБ.
Проблемы восьмого метра
Круг вопросов, которые могли бы решать экспертные организации по развитию территорий, может быть разным. Участники круглого стола предлагали много различных вариантов — от повседневных бытовых вопросов до масштабных проектов с миллиардными затратами.
А.Холоднов предложил четыре типа проектов, которые агентства могли бы инициировать совместно с инвесторами. Первый — это новый облик микрорайонов, в рамках которого агентство будет заранее разрабатывать для новых территорий план застройки с учетом обязательного создания рабочих мест, например, в сфере торговли и услуг. Второй — новый облик транспортно-пересадочных узлов, в которых также будут создаваться рабочие места и общественные пространства. Третий — новый облик культурных учреждений, таких как библиотеки и дома культуры. На их базе предполагается создавать места досуга с понятными бизнес-моделями. Четвертый — новый облик городов, направленный на привлечение туристов.
Возвращая беседу от теории к практике, гендиректор управляющей компании ООО «ЛенСтрой» Егор Мень упомянул проблему уборки территорий в городах с уже сложившейся застройкой. Если в новых районах все понятно с межеванием земли и, соответственно, с тем, кто убирает возле какого дома, то в давно застроенных частях областных городов дело обстоит гораздо хуже. «Приведу пример. Стоит у меня дом. Мне собственники утвердили определенный порядок обслуживания территории. Через семь метров от фасада начинается территория муниципалитета. Люди выходят, шагают за седьмой метр, а там грязь. У муниципалитета нет денег на содержание этой территории, а я хожу под статьей, я не могу убирать ее территорию за счет собственников», — рассказал он. Учитывая, что эта проблема особенно актуальна в исторических центрах, глава УК полагает, что ее решение серьезно улучшило бы общий облик и, в конечном счете, инвестиционную привлекательность городов Ленобласти.
Е.Мень предложил и более масштабную задачу: реновацию застроенных территорий. По его словам, агентства могли бы взять на себя поиск инвесторов и координацию подобных проектов.
И.Креславский в разговоре с корреспондентом РБК предположил, что агентства могли бы решать проблемы межрайонного масштаба, слишком крупные для муниципалитетов, но малозаметные на региональном уровне, в том числе - проблемы транспортных связей между районами.
По мнению Д.Ялова, задачи новых структур должны быть максимально конкретны и приближены к земле. «Если мы создадим «интеллектуальные» структуры, рано или поздно начнется очередной виток сокращения бюджетных расходов, и вновь созданные организации пойдут под нож. Поэтому надо, мне кажется, эту идею приземлить, чтобы агентства занимались чем-то простым, понятным, конкретным», — сказал он.
Не задушить ростки
Оживленную дискуссию вызвал вопрос о том, на каком уровне должны создаваться агентства территориального развития. Е.Мень убежден, что такая структура должна быть областной или, как в Подмосковье, объединять несколько районов области. Его аргументы — отсутствие у муниципалитетов достаточных ресурсов для привлечения инвестиций и нехватка специалистов нужной квалификации. «Люди нарабатывают опыт, когда они постоянно занимаются одним и тем же. В муниципальном районе объем не тот», — полагает он.
С другой стороны, как заметил Д.Ялов, разбираться из Петербурга, где нужно, условно говоря, поставить лавочку в Тихвине, нерационально. «Тогда мы окончательно заберем последние полномочия, задушим последние ростки местного самоуправления, и после этого всем точно станет все равно. Поэтому региональное агентство — точно не вариант», — подчеркнул вице-губернатор.
Д.Ялов предложил компромиссный вариант. Создавать локальные агентства территориального развития не в каждом муниципальном районе, а точечно, только там, где просматриваются реальные интересы инвесторов и, соответственно, агентства смогут окупать свою деятельность. Для решения остальных проблем организовать на уровне правительства области «мозговой методический центр», который изучал бы лучшие урбанистические практики других регионов и стран и предлагал муниципалитетам новые стандарты работы в сфере обеспечения комфорта жилой среды. Впрочем, озвученная инициатива по созданию агентств требует серьезной доработки.
Собранные в ходе круглого стола идеи о том, как обустроить качественную городскую среду, после обсуждения с экспертами и общественностью будут представлены временно исполняющему обязанности губернатора Ленинградской области Александру Дрозденко.