Учителя и выпускники позитивно относятся к ЕГЭ
Большинство учителей, выпускников школ и их родителей в России позитивно относятся к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Такие данные были получены в ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В частности, с июня по август 2009 года число сторонников нововведения среди учителей увеличилось с 54% до 58%. Среди выпускников уровень одобрения ЕГЭ вырос с 39% до 44%, среди их родителей - с 37% до 43%.
По данным экспертов, родители стали чаще воспринимать ЕГЭ как совмещенный выпускной и вступительный экзамен (71% против 66%), учителя - как форму выпускного экзамена (30% против 25%), а ученики - как государственную аттестацию (25% против 18%) и как итоговую аттестацию (24% против 18%). Замену вступительных экзаменов в вузы поступлением по результатам ЕГЭ одобряет абсолютное большинство представителей целевых групп: 63% родителей, 70% учителей и 71% выпускников. В то время как среди населения в целом таковых лишь треть (31%). Большинство учеников, родителей и учителей уверены: легче сдавать ЕГЭ, чем выпускные и вступительные экзамены по отдельности. Причем по сравнению с июнем в августе убежденность в этом возросла, главным образом у учителей (с 66% до 75%) и родителей выпускников (с 56% до 63%).
В исследовании ВЦИОМ отмечается, что, как и в июне, главным плюсом единого госэкзамена участники исследования признают упрощение поступления в вуз (49-51% во всех целевых аудиториях и 22% - среди населения в целом). В том, что ЕГЭ дает возможность одаренным ученикам из регионов поступить в престижные вузы страны, уверен практически каждый второй учитель - 48% (по данным общероссийского опроса, этот показатель составляет 18%). На уменьшение коррупции указывают только 16% россиян, при этом среди выпускников, их родителей и учителей этот показатель, как и прежде, составляет 27-29%. Выпускники стали чаще указывать на снижение субъективности в оценках знаний учеников и абитуриентов (27% против 18% соответственно).
В то время как население в целом считает главным минусом ЕГЭ формальную проверку знаний учащихся (29%) и потерю традиций российского образования (28%), среди учителей, выпускников и их родителей на первом плане среди минусов новой формы аттестации - снижение возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся (48-62% против 20% по выборке в целом). Эксперты отмечают, что выпускники, их учителя и родители менее склонны указывать на ухудшение качества подготовки учащихся, нежели респонденты по всей России, и на усиление различий между вузами с точки зрения учащихся (9-13% в целевых группах против 21% по общероссийской выборке).
Абсолютное число опрошенных абитуриентов и их родителей ответили, что они (или их дети), сдав единый государственный экзамен, поступили именно в тот вуз, в который хотели (75% и 78% соответственно). А 7% ребят поступили, по их оценкам, в более солидный вуз, чем они изначально рассчитывали. Поступили в другой вуз, аналогичный тому, в который планировали, 8% бывших школьников. Этим показателям соответствует и процент удовлетворенных результатами поступления - 82% среди учащихся и 80% среди родителей.
Оценивая новую форму поступления в вузы, 11% выпускников и 13% родителей отметили, что столкнулись с какими-либо трудностями в ходе этого процесса. При этом абсолютное большинство респондентов считают, что наиболее удобной формой подачи документов в вуз является личная подача документов в приемную комиссию - 69% учеников, 54% учителей и 70% родителей. От 25 до 30% респондентов в изучаемых целевых группах поддержали бы инициативу введения такой формы подачи документов в вуз, как заполнение электронной формы в сети интернет.
Опрос целевых аудиторий (выпускников, учителей, родителей) проведен в два этапа: первая волна - с 12 июня (после получения выпускниками результатов ЕГЭ по русскому языку и математике), вторая волна - с 21 августа (после зачислений в вузы). Опрошены 1,2 тыс. человек (по 400 человек в каждой целевой группе). Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 27-28 июня 2009 года. Опрошены 1,6 тыс. человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.