Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

ПМЭФ-2023: эксперты оценили проекты Петербурга и Ленобласти

Эксперты оценили главные для Петербурга и Ленобласти проекты, представленные на экономическом форуме
Фото: Рамиль Ситдиков / фотохост-агентство РИА Новости
Фото: Рамиль Ситдиков / фотохост-агентство РИА Новости

На Петербургском международном экономическом форуме 2023 Северная столица заключила 62 соглашения (в том числе 40 инвестиционных) на общую сумму 661,33 млрд рублей. Ленинградская область подписала меньшее количество соглашений — 30, зато среди них есть очень крупные, так что общая сумма составила 892,7 млрд рублей, что превышает петербургский уровень на 35%.

РБК Петербург попросил экспертов оценить, чем представленные сейчас проекты отличаются от прошлогодних, какие из них будут иметь наиболее серьезные последствия для Петербурга и Ленобласти и что сказал форум о настроениях среди предпринимателей и инвесторов. Собеседники РБК Петербург констатировали отказ от иллюзий большинством бизнесменов и возрастающую роль государства в инвестиционном процессе.

Елена Ткаченко, профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д.э.н.:

ПМЭФ-2023: эксперты оценили проекты Петербурга и Ленобласти

«Структура заявленных на ПМЭФ соглашений демонстрирует, на мой взгляд, очень важный тренд — большая часть предпринимателей, работающих в промышленности, избавилась от иллюзии, что скоро все вернется на круги своя, санкции отменят, и не надо радикально перестраивать свой бизнес, а надо только подождать. Они осознали реальность — нынешние условия надолго, и надо подстраиваться под них. Готовность работать у них есть.

Промышленники реализуют наработки, которые раньше не использовались, а теперь востребованы. Неплохо используется опыт китайцев в творческом копировании.

«Они осознали реальность — нынешние условия надолго, и надо подстраиваться под них»

Проекты, представленные на ПМЭФ-2023, заметно отличаются от прошлогодних. Амбиции заметно снизились: уже нет небоскребов, нового аэрохаба или чего-то подобного. Нынешние проекты привязаны к «земле», к реальной экономике. Это инфраструктура, развитие промышленных производств и проекты, обеспечивающие промышленность. Представлено довольно много средних по размеру проектов, реально полезных. Хочу отметить, например, проект Балтийской промышленной компании по созданию инструментального производства, который в сущности является четким сигналом восстановления отечественного станкостроения. Также интересен ряд проектов нашего судостроительного кластера.

Различия петербургских и областных проектов обусловлены спецификой регионов. Дефицитная и потому дорогая петербургская земля, к тому же густонаселенная, не позволяет осуществлять огромные промышленные проекты, особенно, небезупречные с экологической точки зрения, как например, проект глиноземного завода компании «Русал». Такого рода проекты более уместны в Ленобласти. В Петербурге заявлены в основном инфраструктурные проекты (дорожные, энергетические и т.п.) и высокотехнологичные промышленные, не требующие больших площадей, например, биомедицинские и фармацевтические, которые обладают большой маржинальностью и весьма перспективны для развития городской экономики. Также перспективны проекты, связанные с производством электронных компонентов.

«Дефицитная и потому дорогая петербургская земля, к тому же густонаселенная, не позволяет осуществлять огромные промышленные проекты»

В то же время позиция Петербурга в инвестиционном рейтинге — 6 место, на уровне Чечни — хорошо отражает готовность инвесторов отдавать нам приоритет перед другими, более привлекательными регионами, 10 из которых опережают Петербург по качеству бизнес-среды. Будь ситуация с инвестиционным климатом в городе получше, возможно, инвестиций пришло бы больше.

Стоит помнить, что подписанные на ПМЭФ соглашения — это не коммерческие контракты, а всего лишь декларации о намерениях. Возможности проектов быть реализованными зависят от рисков, актуальных сейчас и в перспективе. Среди них наиболее серьезен, на мой взгляд, риск, связанный с персоналом — с возможностями инвесторов и поддерживающего их государства обеспечить новые производства работниками нужной квалификации и в необходимом количестве. Сейчас этот фактор является, на мой взгляд, ключевым — ни деньги, которых пока достаточно, ни ресурсы, ни даже технологии. Главная проблема — кто будет работать на предприятиях. Кадровый дефицит нарастает. Эту проблему решить трудно, покрыть дефицит мигрантами не всегда получается, потому что необходимы квалифицированные работники. В связи с этим возникают серьезные риски для новых инвестпроектов Ленобласти, которые создают 10 тысяч рабочих мест, как сообщил губернатор Александр Дрозденко.

Помимо прочего, дефицит кадров приводит к существенному росту зарплат, а значит, к увеличению издержек производства. Издержки инвестпроектов вырастают также из-за необходимости обеспечивать жильем дефицитных работников — иначе они не придут. Приходится применять механизмы льготной аренды жилья и даже возвращаться к советской практике заводских общежитий. Без этого замечательная программа «Профессионалитет», реализуемая при федеральной поддержке, которая готовит квалифицированные кадры, будет поставлять работников не Петербургу, а другим регионам, где социальное сопровождение найма лучше, чем у нас. В этой связи гигантский совместный проект Ленобласти и ГК «Самолет», с объемом инвестиций в 323 млрд рублей мне представляется вполне уместным — если он будет нацелен на обеспечение жильем работников новых предприятий.

«Ни деньги, которых пока достаточно, ни ресурсы, ни даже технологии. Главная проблема — кто будет работать на предприятиях»

От некоторых предпринимателей, которые в прошлом году еще сопротивлялись переменам, я сейчас услышала потрясающее заявление: «Ура! Вернулись девяностые!». То есть, можно снова делать большой бизнес. Люди восприняли нынешнюю ситуацию как появление новых возможностей. Как сказал один из очень уважаемых людей: «Снова стало интересно жить».


Нина Одинг, руководитель Исследовательского отдела МЦСЭИ «Леонтьевский центр»:

ПМЭФ-2023: эксперты оценили проекты Петербурга и Ленобласти

«Места приложения проектов обусловлены спецификой наших регионов. У Ленобласти достаточно много свободных площадей, урбанизированных территорий вблизи Петербурга с инфраструктурой, работоспособным населением и тем самым привлекательных для размещения промышленных объектов. В этой связи в качество примера хочется отметить гигантский проект глиноземного завода компании «Русал» в Ломоносовском районе.

Обращает на себя внимание ряд заявленных проектов, расширяющих действующие производства. В отличии от новых, эти проекты имеют гораздо большие шансы быть реализованными. Это, в частности, складские помещения для действующих производств, завод строительных конструкций, расширение «Петрополимера» в Гатчинском районе для нового производства пластмассовых изделий и упаковки, производство медицинской техники во Всеволожске с соответствующими складами. Продолжается развитие портовой инфраструктуры в Усть-Луге, поскольку Ленобласть очень привлекательна для экспортно-импортных операций.

В Петербурге главное богатство — недвижимость и среда, обладающая исторической и культурной ценностью. Город зачастую торгует прекрасными видами, из-за чего у нас появляются жилищные проекты, главным достоинством которых является не архитектура, а место и вид на город. Подобный проект сейчас заявлен на Петровском острове.

«Проектов строительства метро не заявлено вообще. Оно строится недопустимо медленно и исключительно на средства городского бюджета»

Недвижимость предполагает адекватную транспортную инфраструктуру. Такого рода проекты также заявлены на форуме. Однако они преимущественно (по масштабам, объемам инвестиций) ориентированы на нужды частного автотранспорта — предусматривают строительство мостов, путепроводов, развязок. Трамвайный проект только один — в Славянку и Пулково. Проектов строительства метро не заявлено вообще. Оно строится недопустимо медленно и исключительно на средства городского бюджета. В то же время огромный федеральный проект в формате ГЧП с банком ВТБ за 300 млрд рублей предусматривает строительство трассы М-7. Жителям предлагают перемещаться по городу на личных автомобилях, либо ждать по полчаса автобуса и ехать до нужного места с пересадками. Впрочем, проекты заявляют инвесторы, откликаясь на предложения администрации города, так что спасибо им хотя бы за это. Это та реальность, с которой мы сейчас имеем дело.

Но заявленные проекты не решают проблем Петербурга, они были и остаются. Это главным образом проблемы транспортной доступности в некоторых районах города. А также проблема сохранения культурного наследия. В этой сфере много раз предлагались предпроектные решения, но они так и не были реализованы. Я имею в виду «Кресты», Конюшенное ведомство, Апраксин двор, комплекс зданий бывшего завода «Красный треугольник».

«Если раньше в списке потенциальных инвесторов фигурировало большое количество частных инвесторов, то сейчас главным инвестором становится государство»

Кроме того, если раньше в списке потенциальных инвесторов фигурировало большое количество частных инвесторов, то сейчас главным инвестором становится государство, в основном, федеральный бюджет, а также государственные и квазичастные компании. А настоящие частные компании зачастую либо не завершают проекты, либо просто исчезают вместе со своими проектами».


Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции

Наиболее крупные инвестиционные проекты Петербурга и Ленобласти, заявленные на ПМЭФ-2023:

  • Соглашение о намерениях по строительству в формате ГЧП с банком ВТБ трассы М-7. Объем планируемых инвестиций составит порядка 300 млрд рублей. Это будет автомагистраль непрерывного движения от Шпалерной улицы до Выборгского шоссе с мостом через Неву в створе Арсенальной улицы. Она станет дублёром Большого Сампсониевского проспекта и проспекта Энгельса, позволит вывести значительный поток транспорта с перегруженных улиц.
  • Соглашению о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и АО «Балтийская промышленная компания» при реализации инвестиционного проекта — строительства предприятия по производству тяжелого металлорежущего оборудования. В проект намерены инвестировать от 7 до 9 млрд руб. Новое производство разместится на территории особой экономической зоны участок на площадке в 50 тыс. кв. м. на проспекте Энгельса на льготных условиях. Завод планируют построить в течение 2- 2,5 лет. Предприятие, в частности, будет выпускать оборудование, которое в данный момент в России не производится.
  • Соглашение о сотрудничестве между СанктПетербургом и акционерным обществом «Силовые машины» при реализации инвестиционных проектов в сфере энергетики. Проект предусматривает внедрение новых технологий, модернизацию производства турбин и генераторов большой мощности и комплекса испытаний крупных электрических машин. Общий объем инвестиций в течение 2023-2025 годах составит 8,5 млрд рублей. Дополнительно будет создано не менее 200 новых рабочих мест.
  • Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургом и ПАО «Россети» по развитию инфраструктуры для электротранспорта. Соглашение предусматривает совместную проработку инвестиционных проектов, координацию и оптимизацию процесса технологического присоединения к сетям зарядных станций. До конца 2024 года предстоит практически вдвое (с нынешних 50 до 100) увеличить количество зарядных станций для электромобилей.
  • В Ленобласти наиболее крупный — проект по строительству глиноземного завода компании РУСАЛ в Ломоносовском районе с объемом инвестиций в 400 млрд рублей;
  • Соглашение с ГК «Самолет» о сотрудничестве в сфере жилищного строительства и развитии социальной инфраструктуры с объемом инвестиций в 323 млрд рублей;
  • Развитие спортивных и оздоровительных объектов всесезонного курорта «Охта Парк» с объемом инвестиций в 12 млрд рублей;
  • Строительство малотоннажного завода сжижения природного газа АО «Криогаз» с объемом инвестиций в размере 10 млрд рублей.

Подготовил: Владимир Грязневич

Повтор публикации от 21.06.2023

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 8 мая
EUR ЦБ: 98,31 (-0,17)
Инвестиции, 07 мая, 16:45
Курс доллара на 8 мая
USD ЦБ: 91,12 (-0,19)
Инвестиции, 07 мая, 16:45
В Литве сообщили о готовности направить на Украину войска в учебных целях Политика, 10:49
В Луганске потушили загоревшуюся после удара ВСУ нефтебазу Политика, 10:44
Риелторы назвали округа Москвы — лидеры по темпам роста цен на жилье Недвижимость, 10:40
Игоря Коломойского заподозрили в организации заказного убийства Политика, 10:34
Время возможностей: почему инвестиции в стартапы остаются интересными РБК+, 10:30
Синоптик рассказала, когда в Москву вернется майское тепло Общество, 10:28
Российский хоккеист единолично возглавил гонку снайперов в плей-офф НХЛ Спорт, 10:25
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Курс биткоина опустился ниже $63 тыс. Крипто, 10:22
Цены на кофе аномально взлетели. Почему миру угрожает его дефицит Pro, 10:22
Израиль открыл КПП для доставки помощи в сектор Газа Политика, 10:19
В Грузии предупредили о провокациях со стороны воевавших на Украине Политика, 10:14
Панарин и Шестеркин в матче плей-офф побили рекорд клуба НХЛ Спорт, 10:12
Ефимов анонсировал торги на льготную аренду здания в усадьбе Щербинка Город, 10:10
Нарышкин сообщил о поиске причастных к теракту в «Крокусе» за рубежом Политика, 10:01