Петербургский архитектор — о том, почему финны озаботились Выборгом
Скандал вокруг разрушения исторических зданий в Выборге не утихает. После того, как на улицы вышли жители города, возмущенные сносом нескольких зданий XVIII-XIX вв., глава Ленобласти Александр Дрозденко приказал приостановить все работы и поручил специальной комиссии провести оценку отданных под снос строений. При этом сам губернатор признался, что часть объектов исторического центра все же придется снести — из-за угрозы обрушения.
Пока специалисты работают, к местным жителям, которые выходят на митинги с требованием прекратить снос, присоединились финские градозащитники, которые направили А.Дрозденко и министру культуры Владимиру Мединскому просьбу сохранить здания в центре города.
О том, можно ли сохранить наследие Выборга, и куда смотрят наши градозащитники, РБК поговорило с вице-президентом Санкт-Петербургского Союза архитекторов Михаилом Мамошиным.
Михаил Александрович, вы как специалист можете сказать, сносить или не сносить полуразрушенные здания в центре Выборга?
Я уверен, что любое здание спасти можно. И современные технологии позволяют это сделать. Одни здания можно спасти целиком, другие - частично отреставрировав.
Как же не допустить их разрушения?
Вы знаете, мне кажется, что Выборг заслуживает быть внесенным достаточно большой территорией в список памятников ЮНЕСКО. Ведь сейчас несколько локальных памятников охраняются Комитетом всемирного наследия. Это, например, парк Монрепо, Выборгский замок. Но этот город должен всем своим центром стать объектом охраны всемирного наследия.
Потому что это действительно уникальный памятник архитектуры, застывшей на Второй мировой войне. Вот Петербург застыл в своем архитектурном развитии перед Первой мировой войной, а Выборг — перед Второй. И современный Выборг строился уже вне исторического центра.
А на чьи деньги его должны реставрировать? Муниципалы жалуются, что в бюджете не хватает средств на самое необходимое. От регионалов тоже большого желания помочь не видно.
Если бы весь центр Выборга был признан памятником, то деньги выделялись бы федеральные. Что касается конкретной схемы, то она могла бы быть такой же, которая действует в Петербурге (РБК - в Петербурге, как правило, архитектурные памятники реставрируются и воссоздаются на основе государственно-частого партнерства).
Если наследие Выборга столь важно для нас, почему наши архитекторы и градозащитники, подобно финским коллегам, не требуют от властей остановить снос?
Нет, обращения из Петербурга есть, они просто не доходят до властей. Что же касается архитекторов и градозащитников из Финляндии, то они действительно понимают ценность этого города, уникального примера застывшего градостроительства. Они понимают его культурную ценность, несмотря на то, что город находится на территории другого государства.
Но несколько зданий уже разрушены бульдозерами. Есть надежда на то, что не все в центре Выборга пойдет под снос?
На сегодняшний день есть позитивные примеры, когда общими усилиями финских и отечественных специалистов памятники удается сохранить и реставрировать. Так была реконструирована библиотека Аалто. Причем архитекторы долгие годы боролись за реставрацию этого здания и в итоге добились своего. И в Монрепо что-то позитивное происходит.
Т. е. ваш вердикт — город нужно и можно сохранить?
Это уникальных город. Такой же у нас есть только в Калининградской области — Черняховск — тоже архитектурный плод исторических коллизий. То, что мы сигналы получаем извне, свидетельствует о ценности всего этого.
Не надо ничего уничтожать. Это объекты не только российской культуры, но и общеевропейской.