Пуск ветки Петербург - Каменногорск в 2014г. имеет политическое значение
На выездном совещании несколько дней назад министр транспорта РФ Максим Соколов обсуждал с представителями администрации Ленобласти, Октябрьской железной дороги, проектировщиками и строителями проблемы строительства нового участка железной дороги между поселком Лосево и городом Каменногорск у границы с Финляндией на Карельском перешейке Ленобласти. Этот участок строится Минтрансом в рамках реализации комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на линии Санкт-Петербург-Бусловская Октябрьской железной дороги".
Участники совещания решили лично осмотреть строящуюся дорогу, но не смогли даже въехать на нее. Их провезли по железной дороге от Санкт-Петербурга до станции Лосево-1 в поселке Варшко, откуда, собственно, и начинается новый участок. Дальше ветка должна идти по новому мосту через Лосевскую протоку, но мост еще не построен, поскольку, как говорят строители, не готовы подъезды к нему. А строительство подъездов тормозится из-за нерешенных до сих пор имущественных проблем с местными жителями, владеющими земельными участками в створе сооружаемой железнодорожной насыпи. Структуры Минтранса уже года два не могут урегулировать эту проблему и это, по мнению координатора общественной организации «Зеленая Волна» Алексея Травина, является, по-видимому, единственным серьезным препятствием соблюдению графика работ.
Во всем остальном, полагает А.Травин, работы идут по плану. Насыпь для железнодорожных путей уже практически построена на всем протяжении ветки от Лосево до Каменногорска. Вовсю идут работы по сооружению электрической линии (ветка будет электрифицирована) и электроподстанции, без особых помех строятся путепроводы на пересечениях будущей железной дороги с местными автодорогами.
Интересно, что на этой ветке двухуровневые путепроводы строятся на пересечениях со всеми автодорогами, вне зависимости от их балансовой принадлежности и категории. «Даже на пересечениях с местными «тропами», по которым движения практически нет – может раз в месяц проедет трактор», -- подчеркивает А.Травин. И это при том, что строительство соседней ветки, Каменногорск-Выборг, также входящей в комплексный инвестпроект Санкт-Петербург - Бусловская, уже год заморожено именно из-за того, что на ней железнодорожники отказываются строить двухуровневые путепроводы даже на пересечениях с активно используемыми дорогами, соединяющими местные поселения между собой и с райцентром Выборг. Секрет в том, что проект ветки Лосево-Каменногорск оформлен как новое строительство, при котором положено строить путепроводы на любых пересечениях, а работы на участке Каменногорск-Выборг ведутся в рамках всего лишь реконструкции. И тут уже правила другие. Ветку Лосево-Каменногорск строит Минтранс на средства федерального бюджета, а участок Каменногорск-Выборг реконструирует РЖД на свои деньги и потому, видимо, хочет сэкономить на путепроводах.
По мнению экспертов, то, что действующие строительные нормы и правила однозначно требуют строить двухуровневые путепроводы при пересечениях даже с мелкими автодорогами (IV - V категорий), если они пересекают два и более главных железнодорожных пути, железнодорожники просто игнорируют.
Конфликт вокруг путепроводов настолько уже всех «достал», что министр М.Соколов согласился пробивать такое финансирование из федерального бюджета. Свою готовность он подтвердил на прошедшем совещании: «Существует необходимость строительства путепроводов - развязок для автомобильного транспорта. Для этого будем обращаться в правительство РФ с просьбой о выделении дополнительного финансирования этого вопроса. Эти деньги нужны для строительства как минимум трех путепроводов, чтобы не нарушались связи между муниципалитетами Выборгского района Ленинградской области». М.Соколов уточнил, речь пойдет о сумме порядка 3 млрд руб. Но он не может официально запросить их в правительстве, пока не готовы проекты путепроводов (их разрабатывает «Ленгипротранс»). РЖД обещает закончить проектирование в сентябре.
Что касается участка Лосево-Каменногорск, то А.Травин считает реальным открыть движение по нему к лету 2014 года, как и объявил на совещании министр М.Соколов. Правда, эксперт уверен, что полностью построить всю инфраструктуру Минтранс к этому сроку не успеет и еще примерно год уйдет на доделки. Но главное не это. «Полноценного грузового движения на участке Лосево-Каменногорск не будет, потому что оно не имеет смысла до пор, пока не построен участок Каменногорск-Выборг. Ведь именно этот, финальный, участок открывает дорогу грузовым составам к местам доставки грузов – в порты Выборга, Приморска, Высоцка и на границу с Финляндией. Так что открытие участка Лосево-Каменногорск будет иметь лишь политическое значение», - считает А.Травин.
Строительство участка Каменногорск-Выборг возобновиться только тогда, когда местные жители и власти Выборгского района дадут проекту «добро» на публичных слушаниях. А это может произойти лишь в том случае, если они получат гарантии строительства путепроводов. Такой гарантией может стать включение путепроводов в федеральный бюджет. Но для этого компания РЖД должна представить проекты путепроводов. Если компания выполнит свое обещание и представит проекты в сентябре, а министр М.Соколов сумеет пробить финансирование на 2014 год, тогда процесс, вероятно, и сдвинется с мертвой точки. При этом, как считает А.Травин, участок Каменногорск-Выборг будет достроен в лучшем случае к 2015 году. Вот тогда полноценное грузовое движение по всей трассе и начнется.