Не стоит откладывать оптимизацию и модернизацию
Генеральный директор Группы «Илим» Пол Херберт расказал «РБК daily» о том, с какими проблемами в кризис пришлось столкнуться крупнейшей лесопромышленной компании России, а также поделился мыслями о дальнейшем развитии отрасли.
О влиянии кризиса:
За первый год кризиса большинство рынков «просели» на 8–12 %. Сокращение спроса вызвало образование свободных производственных мощностей практически во всех сегментах рынка. В свою очередь это вызвало обрушение цен. Кризис в очень короткий срок серьезно повлиял на спрос и цены на нашу продукцию, снизив последние на 25–40 %. Для того, чтобы выстоять, нам пришлось серьезно пересмотреть наш подход к управлению ликвидностью и отложить все не приоритетные траты. Также мы ускорили процессы реструктуризации, модернизации и сокращения затрат, включая оптимизацию численности персонала. За один кризисный год мы проделали работу, которая в обычных условиях заняла бы 3 или даже 4 года.
О посткризисном восстановлении:
Кризис выявил слабые компании и вытеснил их с рынка. Это дало выжившим возможность обрести докризисную форму в более короткие сроки. Рецессия заставила все компании заняться сокращением расходов, поэтому сейчас, после кризиса, их управление затратами стало гибче, а следовательно их доходы выросли. Выход из кризиса нашей компании в известном смысле связан с Китаем — локомотивом восстановления мировой экономики. Спрос на нашу продукцию на китайском рынке помог нам быстрее выбраться из кризиса. А сейчас и внутренний спрос начал потихоньку расти.
О планах на будущее:
Мы вышли из кризиса с очень хорошими финансовыми показателями. Мы пересмотрели наши возможности, в том числе сырьевые, и увидели, что в Китае есть потребность в хвойной целлюлозе, и эта потребность постоянно увеличивается. Ресурсы Группы «Илим» в Сибири, как с точки зрения географического расположения, так и с ценовой позиции, лучше всего подходят для удовлетворения этой потребности. В связи с этим мы планируем расширить наши производственные мощности в Сибири. Мы начали реализацию проекта стоимостью 700 млн долл., который направлен на наращивание объемов производства целлюлозы в Братске. В настоящее время мощности по производству бумаги для внутреннего рынка уже полностью загружены, поэтому мы планируем увеличить объемы производства бумаги в Коряжемском филиале. Это позволит увеличить наше присутствие на рынках бумаги и упаковки.
Про возможность нового кризиса:
Новый кризис обязательно случится, мы просто не знаем когда. Я не думаю, что кто-то сможет предотвратить его, но, используя прошлый опыт, компании могут принять меры для того, чтобы с наименьшими потерями пережить новую рецессию. Для этого нужно разумно управлять тратами и доходами. Компании должны иметь хорошую ликвидность, дабы подстраховаться на случай проблем. И не стоит откладывать оптимизацию и модернизацию, так как они помогут вам встретить кризис во всеоружии.