Прибыльный карантин: кому выгодна самоизоляция петербуржцев
Добровольная самоизоляция петербуржцев открывает новые возможности для онлайн-сервисов. Превентивные меры против эпидемии коронавируса в Петербурге привели к многократному росту спроса на онлайн-магазины, сервисы доставки и онлайн-кинотеатры. Однако, как выяснил РБК Петербург, не все радуются всплеску продаж.
Ажиотажный спрос
«Начиная с пятницы 13 марта мы увидели рост ежедневного количества заказов в два раза и более по всем городам присутствия «СберМаркета», включая Петербург. Пик пришёлся на 17-19 марта», — сообщает пресс-служба компании. «В типичном заказе Ozon в Санкт-Петербурге сейчас почти в два раза больше товаров, чем годом ранее (6-7 против 3-4), продажи продуктов питания и fmcg-товаров (fast moving consumer goods, быстро оборачиваемые потребительские товары — ред.) в марте растут быстрее, чем в обычной ситуации — в полтора раза год к году», — рассказывает заместитель генерального директора по связям с индустрией Ozon Мария Заикина.
«Карантин и самоизоляция для некоторых людей стали веской причиной не только чаще заказывать онлайн вещи, аксессуары и электронику, но и попробовать приобретать те категории товаров, которые раньше покупались офлайн — например, продукты и товары первой необходимости», — констатирует генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов. Со ссылкой на данные Data Insight он напоминает, что рынок российского онлайн-ретейла в 2019 году вырос на 24% в деньгах и на 39% по количеству заказов. Значения за период с февраля по конец марта 2020 года могут оказаться выше, чем в среднем за год, ожидает собеседник РБК Петербург. За последние несколько недель спрос на медицинские маски, антисептики и другие средства защиты вырос на десятки тысяч процентов, отмечает он.
«Из-за новостного фона возник ажиотажный спрос. Некоторые потребители решили приобрести товары долгосрочного хранения — крупы, бакалею, консервированные изделия, в результате средний чек вырос на 25% и выше по всей стране, составив более 5,1 тыс. руб., а средний вес заказа — на 8 кг, до 30 кг», — говорят в «СберМаркет».
Тратят на развлечения
В попытках скрасить домашний досуг потребители стали активнее пользоваться развлекательными онлайн-сервисами. Так, средненедельные продажи подписок на игры и онлайн-кинотеатры по подсчетам Ozon оказались в Петербурге на 190% выше стандартного показателя, настольных игр — на 140%, товаров для хобби и творчества — на 110%, книг — на 100%, товаров для ремонта — на 286%, аксессуаров для домашних тренировок — в 1,5 раза, в 2,5 раза год к году выросли продажи на Ozon товаров для взрослых.
Общая посещаемость онлайн-кинотеатра Okko за неделю увеличилась на 30%, а количество просмотров — на 23%. Онлайн-концерт группы Би-2 в Okko 20 марта посмотрели более 2,5 млн пользователей, рассказали в компании. Отметим, что фильм «Эпидемия» 1995 года с Морганом Фриманом и Дастином Хоффманом в 2020 году уже посмотрели в 4 раза больше пользователей, чем в 2019.
Короткий аншлаг
В Delivery club говорят о росте спроса на свои услуги, но связывают его с быстрыми темпами развития самого сервиса, сезонностью и большим количеством праздничных дней в первом квартале. Количество тех, кто соблюдает режим изоляции, пока не настолько велико, чтобы оказывать ощутимое влияние на рынок доставки, объясняют в компании. При этом констатируют, что идет перераспределение спроса между офисами и спальными районами из-за перехода сотрудников на удаленный режим работы.
Но об увеличении объема работы говорят другие службы доставки. Сервис Dostavista зафиксировал 16-22 марта рост числа заказов в Петербурге на 14% по сравнению с предыдущей неделей (9-15 марта). В целом число доставок и оборот в Петербурге неделя к неделе выросли на 22%, в том числе за счет доставки для крупных торговых сетей. CEO российского офиса Dostavista Татьяна Борзых напрямую связывает это с переходом многих офисов на удаленную работу: «Если раньше наш продукт помогал сэкономить время на дороге, то теперь он помогает не выходить из дома без особой необходимости. Наши курьеры могут передать документы, сходить за продуктами, забрать технику из офиса или товар со склада онлайн-магазина».
Однако Татьяна Борзых опасается потери части клиентов-юрлиц: «Да, сейчас число клиентов-физлиц вырастет за счёт разовых заказов, но для нас важно не столько количество клиентов, сколько их жизненный цикл и повторяемость заказов. В ситуации такой неопределенности небольшие бизнесы, которые уже пользуются нашим сервисом давно и много, могут закрыться».
В сервисе «Таксовичкоф» тоже говорят о сокращении бизнес-аудитории из-за того, что основу спроса такси составляют люди, которые ездят на работу, с работы и по работе. В компании отмечают, что хотя люди «боятся каждого чиха» на фоне эпидемии, а в метро или автобусе вероятность заразиться возрастает, на такси они не пересели. «Люди стараются избегать общественного транспорта, уходят на удаленную работу из дома и на режим самоизоляции», — говорят в аналитической службе «ТаксовичкоФ». Относительно февраля количество заказов такси снизилось на 9%, оборот — на 7%, резкое падение началось именно на этой неделе. В компании ожидают постепенного затухания спроса, а после эпидемии его медленного восстановления.