Праздник в долг: петербуржцам не хватает денег на Новый год
Накануне новогодних праздников в Петербурге резко увеличился объем выдачи кредитных средств. По словам ретейлеров, поскольку на покупку подарков и празднование нового года горожане тратят не меньше, чем в прошлом году, можно предположить, что петербуржцы празднуют в долг.
Успеть до Нового года
По данным банка «Хоум Кредит», дарить новогодние подарки собираются в СЗФО 90% опрошенных, причем из них всего 18,2% будут платить за подарки наличными. Накануне Нового года резко увеличиваются траты не только на подарки, но и на подготовку к празднику: новогодний декор, угощение и напитки. В Wildberries говорят, что продажи искусственных елей в первую неделю декабря выросли в 55 раз по сравнению с ноябрем. Традиционно растут и продажи алкоголя, выяснили аналитики X5 Retail Group (управляет сетями «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель»): продажи игристого увеличиваются более чем в 4,5 раза, водки — в 1,5 раза. Это неудивительно, так как 84% россиян планируют приобрести шампанское и игристые вина для праздничного стола, водку — 40% опрошенных соответственно, выяснили в Nielsen.
Заметен прирост продаж цитрусовых в предновогоднюю неделю в магазинах торговой сети «Пятёрочка» в Петербурге: почти в 2 раза. На такую же величину увеличиваются в последнюю неделю года продажи икры в регионе.
Среди наиболее популярных подарков детям специалистам банка «Хоум Кредит» были названы игрушки (40,9%), сладости (33%), смартфоны и прочие гаджеты (11,4%), новогодние сувениры (9,1%), одежда (3,4%). В OZON рассказали, что самый трендовый подарок в этом году — большие и сложные наборы LEGO.
В магазинах сети книжных магазинов «Республика», по данным ее пресс-службы, средний чек сократился на 4%, в основном, из-за акции Big Sale, однако при этом выросло количество чеков, потому продажи год к году увеличились.
Главный ажиотаж еще впереди, предупреждают специалисты X5 — основной покупательский поток приходится на последнюю неделю года. Именно она приносит компании треть декабрьской выручки и декабрьского трафика. В среднем же в магазинах X5 количество покупателей в декабре увеличивается более чем на 10% по сравнению со среднегодовым показателем.
Тратят с оглядкой
По данным банка «Хоум Кредит», средняя сумма трат на новогодние подарки в этом году в СЗФО составила в этом году около 9 тыс. руб. Также, судя по данным прошлогоднего опроса банка, выросла доля тех, кто готов к дорогостоящим подаркам.
«В этом году клиенты Ozon из Санкт-Петербурга тратят на подарки около 5 тыс. руб. — примерно столько же, сколько в прошлом году. В рамках этого бюджета интернет-покупатели приобретают 2 крупных подарка и еще несколько небольших стоимостью около 500 руб.», — приводит данные Мария Заикина, директор по связям с общественностью в Ozon. Она добавляет, что готовиться к новому году интернет-пользователи начинают в ноябре — уже на день холостяка и в «Черную пятницу» продажи новогоднего декора выросли на 265% относительно тех же дней в сентябре.
Однако в целом потребители стали осмотрительнее, заметили ретейлеры. «Мы наблюдаем в наших магазинах тенденцию более осознанного покупательского поведения, меньшую склонность к импульсивным покупкам на эмоциях и более вдумчивый подход к выбору новогодних подарков вкупе с большим желанием сэкономить и приобрести подарки со скидкой», — говорит гендиректор и совладелец Lush Russia Дмитрий Азаров. Он добавляет, что растет и средний чек, и количество позиций в нем, в том числе потому, что покупатели стараются приобрести больше продуктов меньшего объема по меньшей стоимости.
Не на свои
Декабрь — традиционно сезон «высокого» спроса в розничной торговле, отмечают в НБКИ, многие ретейлеры стимулируют спрос — и банки идут вслед за ними. В декабре прирост выдачи потребительских кредитов в Петербурге составляет 18,3%, по сравнению с предыдущими месяцами, а в Ленобласти — 16%, приводят данные в НБКИ на основе статистики последних лет.
«С начала декабря мы зафиксировали серьезный рост спроса на потребительские кредиты и кредитные карты, еженедельные выдачи банка «Открытия» в Санкт-Петербурге по сравнению с прошлым декабрем выросли в 3 раза», — говорит пресс-секретарь банка «Открытие» по Северо-западному федеральному округу Иван Макаров. Более половины выдаваемых банком «Открытие» потребительских кредитов связано с рефинансированием: процентные ставки значимо ниже ставок по тем кредитам, которые петербуржцы оформили весной и летом. Однако остальное — это запросы на кредиты для покупки дорогостоящих подарков к Новому году.
В стремлении отметить праздник на кредитку петербуржцы не одиноки. Как выяснил «Райффайзенбанк» в своем опросе, каждый пятый житель России готов использовать заемные средства, чтобы покрыть расходы на празднование Нового года. Так, большинство опрошенных сообщили, что планируют воспользоваться кредитными средствами, чтобы купить подарки — 22%, а еще 11% готовы выйти за рамки имеющихся сбережений или заработка, чтобы накрыть новогодний стол.