Экономист Зубаревич назвала причины проблем с куриным мясом
Одной из основных причин резкого роста цен на куриное мясо является ослабление рубля по отношению к мировым валютам в августе-сентябре 2023 года. Такой комментарий дала в интервью редакции «РБК Регионы» экономист, профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. Куриное мясо оказалось в лидерах сентябрьского подорожания потребительских товаров в Санкт-Петербурге: по данным Петростата, цены на него за месяц выросли в среднем на 8,3%, до 213,5 руб. за килограмм. По сравнению с декабрем 2022 года цены на охлажденную и замороженную курятину повысились почти на 20%.
«Мор на некоторых российских птицефабриках (из-за птичьего гриппа — ред.), безусловно, дал свой вклад в повышение цен. Но в первую очередь издержки отрасли — это комбикорма, это импортные ветеринарные препараты, добавки импортные, — отметила Наталья Зубаревич. — Все подорожало на фоне ослабления рубля. Падение рубля еще не сыграло по-настоящему, мы видим звоночки в разных отраслях, в которых многое завязано на импорт».
В начале августа глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев в Красноярском крае на встрече с журналистами заявил, что цены на продукцию подталкивают «сезонный фактор и общее увеличение потребления»: «Никакой критичной ситуации мы здесь не видим, абсолютно сезонное повышение, которое у нас из года в год происходит», — отмечал Патрушев, добавляя, что в ближайшее время ожидается их снижение. Тем не менее, рост цен продолжился, а к началу октября российские рестораторы, в том числе — сети фастфуда KFC и Rostic's, — столкнулись и с дефицитом куриного мяса.
«Многогранная проблема»
В свою очередь, президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров сказал в комментарии для РБК Петербург, что нехватку курятины, действительно, испытывают крупнейшие сети фаст-фуда, такие как Rostic’s, и другой общепит, а дефицит куриного яйца можно наблюдать в супермаркетах, и эти проблемы — «звенья одной цепи».
«Проблема многогранная, — пояснил Игорь Бухаров. — В отрасли также не хватает работников, потому что в агропромышленном комплексе работает большое количество мигрантов, и многие из них уехали, когда в долларах стали получать меньше, чем получали раньше».
Также, отметил Игорь Бухаров, в России практически нет яиц, которые используются для выведения цыплят, аграрные хозяйства покупают их за границей: «Это голландское производство — так же, как и с индейкой. Это целая система, довольно сложная технология, как и с семенами для растениеводства». Но, кроме того, важную роль в подорожании куриного мяса сыграло, по словам Бухарова, открытие китайского экспортного рынка. «После завершения пандемии открыли торговлю с Китаем, и у аграриев получилось отправлять курицу туда. Внутри же страны спрос вырос, поскольку в связи с повышением цен на мясо свинина потеряла популярность. И не только крупные сети, но и маленькие заведения общепита тоже стали покупать курицу», — объяснил Игорь Бухаров.
Как напомнил эксперт, Минсельхоз и производители куриного мяса уже договорились о цене. Но пока не понятно, «прибавится ли в связи с этим курятины на российском рынке», добавил Игорь Бухаров.
Ценовые дисбалансы
Аграрный сектор в целом находится «в турбулентной ситуации», по словам Натальи Зубаревич, из-за ценовых дисбалансов. «Казалось бы, аграрный сектор — одна из самых рыночных и успешных частей российской экономики, но ему сейчас нелегко, — говорит она. — Государство, с одной стороны, пытается сделать так, чтобы от экспорта зерна получить больше поступлений в бюджет, потому что цены на мировом рынке были хорошие. С другой стороны, оно пытается сделать так, чтобы зерна в стране было с избытком, и чтобы внутренние цены не росли. Но эти задачи трудно решить одновременно, и мы уже видим, что прибыльность аграриев пошла вниз, они уже стали меньше заказывать сельхозтехники».
Птичий грипп
Ранее в Санкт-Петербурге игроки розничного рынка продуктов питания сообщили о дефиците куриных яиц, в качестве основной версии причин выдвинув вспышки птичьего гриппа в ряде регионов России, из-за которых пришлось уничтожить поголовье птицы. По данным Леонида Кротова, начальника Управления ветеринарии Ленинградской области, в России в этом году с заболеванием столкнулось 39 регионов. В частности, это соседние с Ленобластью Вологодская и Ярославская области, в них на птицеводческих предприятиях было уничтожено 500 тысяч голов птицы.
На птицефабриках самой Ленобласти, как подчеркнул Кротов, вспышек болезни зафиксировано не было, и санитарная обстановка оставалась спокойной.