Дневник кризиса: «Если «Зенит» проиграет, ТЦ могут не открыть»
По просьбе РБК Петербург российские предприниматели ведут хроники своих рабочих дней в период кризиса.Они рассказывают о сложных вызовах, на которые приходится искать ответы, и о возможностях для развития. Для компаний офлайн-отраслей, переживших период карантина, настало время нового краш-теста: в какой степени восстановится покупательский трафик после снятия строгих запретов, и какие решения помогут компенсировать выпавшие ранее доходы?
В сегодняшней дневниковой записи — открытие обувных магазинов и их преобразование в цифровые торговые точки.
Андрей Павлов, основатель и президент Zenden Group (бренды Zenden, Tomas Munz, Mascotte):
«Этот сезон выдался очень сложным, уникальным. Три месяца наши магазины — а у нас их порядка 400 в России, из них в Петербурге около 50 — не работали. Мы существенно усиливали онлайн-продажи, однако смогли компенсировать через этот канал только 20% выручки, ее основную часть обеспечили маркетплейсы.
В июне у нас большая часть магазинов в России открылась. Но в Петербурге, где торговые центры не работают четвертый месяц, у нас открылось только несколько точек, имеющих отдельный вход. И несмотря на то, что в городе многие обувные магазины были закрыты, мы не почувствовали какой-то приток новых покупателей, ажиотажа не заметили.
В Москве же после открытия магазинов у нас был хороший рост. Во-первых, сказался отложенный спрос, а во-вторых, в Московской области магазины оказались закрыты, и клиенты поехали в московские ТЦ.
Что касается сроков открытия торговых центров в Петербурге, то, наверное, городское правительство ждет, когда «Зенит» выиграет кубок России по футболу, может, это даст толчок к открытию центров. Хорошо бы и в Екатеринбурге уж заодно открыли торговые центры, вдруг такое чудо случится... А если «Химки» выиграют, то могут и не открыть.
В июне мы начали летнюю распродажу, и впервые подошли к ней с полными товарными запасами. Обычно в июне у нас оставалось 50% летнего товара. Думаю, что будем распродавать все до сентября. Скидки достигают 70%. Но лучше продать с большим дисконтом товар, чем замораживать деньги и платить за склад вплоть до следующего летнего сезона.
Объемы закупки осенней коллекции мы успели сократить на 50%. Во-первых, потому, что осталось много весеннего товара. Во-вторых, мы прогнозируем снижение продаж в целом по рынку.
Главное изменение, которое произошло в период режима ограничений — это увеличение доли онлайн-продаж в целом на рынке. Люди переключились на маркетплейсы и интернет-магазины, и эта привычка останется. Кто-то, конечно, вернется в торговые центры, но в любом случае доля интернет-торговли будет расти. У нас доля интернет-торговли до пандемии была 10%, и она станет выше, но насколько именно, пока не знаем, еще не все наши магазины открыты.
Мы уже начали пересматривать стратегию развития розничной сети, и в первую очередь, будем менять концепт магазинов. Мы хотим стать digital магазином для покупателя. Это и виртуальные примерочные, и цифровые витрины. Сейчас ищем подрядчика, который разработает новый концепт.
После такого тяжелого полугодия, пережитого всеми нами, хочется, чтобы все, наконец, утряслось, чтобы эпидемиологическая ситуация вернулась в нормальное русло. Хочется спокойно жить и работать. Кроме того, я надеюсь, что наконец примут столь мной желанный закон об официальном выходном дне в воскресенье для магазинов. И на эту тему уже идут беседы с депутатами. За период пандемии все мы поняли, что очень хочется проводить время с семьями. Когда я раньше часто говорил о необходимости сделать выходной в воскресенье для всех магазинов, то на меня смотрели как на ненормального, а сейчас торговые центры в Петербурге не работали четыре месяца, и никто же из покупателей не умер без одежды и обуви. Кто-то пережил этот период вообще без покупок, кто-то приобрел вещи в интернете».