Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней
Партнерский форум

МТС Платформа 2023

Реклама, ПАО «МТС», 18+
Лента новостей
Курс евро на 24 марта
EUR ЦБ: 83,15 (+0,18)
Инвестиции, 23 мар, 16:46
Курс доллара на 24 марта
USD ЦБ: 76,31 (-0,65)
Инвестиции, 23 мар, 16:46
Землетрясение магнитудой 3,4 произошло в Сочи Общество, 10:05
Что помогло, а потом сгубило главу «менеджера века» Джека Уэлча Pro, 10:05
Почему не нужен телевизор для просмотра передач и компьютер — для игр РБК и Ростелеком, 09:52
Дмитрий Медведев назвал «высоковатыми» цены на «Москвич» Авто, 09:52
NZZ узнала о появлении бронеавтомобиля нейтральной Швейцарии на Украине Политика, 09:46
Российский форвард побил рекорд Павла Буре в НХЛ Спорт, 09:44
Пожар на заводе в Свердловской области. Видео Общество, 09:41
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подписаться
Под Екатеринбургом загорелось предприятие на 3 тыс. квадратов Общество, 09:29
Как посчитать свой кредитный рейтинг и рефинансировать займы РБК и банк Ренессанс, 09:29
Как российским селлерам выйти на маркетплейсы ОАЭ Pro, 09:21
Месси вторым в истории забил 800 голов за карьеру Спорт, 09:18
Медведев назвал чудовищными последствия столкновения США и России Политика, 09:13
Сократить издержки без потери контроля: как оптимизировать малый бизнес РБК и СберБизнес, 09:06
Tesla начала ценовую войну в Китае. Что будет с рынком электрокаров Pro, 09:03
Тренды Петербурга ,  
0 

Энергокризис в Европе и «закрытие» Китая сказались на портах РФ

В числе причин резкого роста грузооборота портов эксперты назвали спрос на уголь в Европе и закрытие китайских портов для приёма всех грузов, кроме контейнерных
Выборгский грузовой порт
Выборгский грузовой порт (Фото: Щербаков Илья/PhotoXPress.ru)

Два порта Северо-Запада продемонстрировали резкий рост грузооборота по итогам 2021 года. По только что опубликованным данным ФГБУ «Администрация морских торговых портов Балтийского моря», грузооборот порта Выборг в 2021 году вырос на 60% — в основном за счет угля и кокса, перевалка которых увеличилась в 2,6 раза. Также на 17% увеличилась перевалка минеральных удобрений. Заметную положительную динамику показал и Мурманский порт. Это показательно на фоне спокойной динамики грузооборота морских торговых портов России (рост на 1,7% к 2020 году, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ).

Проблемы «зеленой политики»

Пресс-служба ООО «Порт Логистик», стивидорной компании, являющейся единственным оператором морского порта Выборг, в ответ на запрос РБК Петербург о причинах увеличения грузооборота объяснила: «Рост грузооборота в Морском порту за 2021 год в первую очередь связан с общемировой тенденцией повышения спроса на уголь и кокс. В 2021 году ООО «Порт Логистик» заключило контракты с экспортерами угля и кокса в страны Европы (Швеция, Польша), а также страны Балтийского региона». Также в «Порт Логистик» отметили, что «благодаря сотрудничеству с компанией ООО «Терминал» — партнером по проекту модернизации, в полном объеме возобновилась работа по перевалке наливных неопасных пищевых и непищевых грузов на причале № 13».

Эксперты, комментируя успехи порта в минувшем году, указывают на два обстоятельства. Первое из них — эффект низкой базы, полагает директор по логистике и аналитике инжиниринговой компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин. По его словам, в 2020 году перевалка всех грузов сократилась на 44%, угля и кокса — на 73%. Причиной этого стало падение мировых цен, вызванное «зеленой» политикой Евросоюза, полагает эксперт. За 2021 год объемы полностью не восстановились, они все еще меньше объемов 2019 года на 11%, в том числе перевалка угля и кокса — меньше на 31%. «При этом нельзя не отметить реальный успех небольшого порта. На благоприятной конъюнктуре им удалось практически полностью отыграть падение 2020 года. Далеко не всем их коллегам удалось это сделать», — говорит Головизнин.

Вторым фактором роста для порта «Выборг» стал энергетический кризис в Европе. О увеличении объемов экспорта угля в Выборге ранее в разговоре с «Ведомостями» сообщал начальник аналитического отдела инвестиционной компании ЛМС Дмитрий Кумановский. По его мнению, причиной повышенного спроса на уголь стала холодная зима в Европе. Из-за этого европейские страны запустили угольные электростанции, которые уже собирались вывести из эксплуатации. Однако достаточных запасов угля для их работы в Европе не оказалось.

В 2021 году из-за газового кризиса в Европе спрос на энергетический уголь вырос еще больше. В связи с этим Александр Головизнин отмечает, что по оценкам мировых экспертов примерно до 2040 года спрос на энергетический уголь из-за сложности его замещения на «зеленые» источники сохранится практически на нынешнем уровне — в физическом выражении, хотя его доля в энергетическом балансе будет снижаться.

Рыбная диверсификация

Второй из отличившихся в 2021 году — Мурманский рыбный порт. Его грузооборот в 2021 году вырос на 20,7% (перевалка — на 21,4%) — главным образом за счет роста, по данным Россельхознадзора, поставок российской рыбы в Норвегию в 2,5 раза в сравнении с объемом 2020 года. Такая динамика укладывается в общероссийский тренд резкого роста в 2021 году экспорта рыбы и морепродуктов в целый ряд стран, о котором сообщал Россельхознадзор. Помимо Норвегии, в 2,7 раза выросли поставки в Германию, в 2,2 раза — в Польшу, в 2 раза — во Францию и Португалию и т.д. Правда, по данным ФТС России за 11 месяцев 2021 года общий объем экспортных поставок рыбы свежей и мороженной снизился на 15,4%.

По мнению члена правления Гильдии НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева это произошло из-за того, что Китай, крупнейший (около 70%) импортёр российской рыбной продукции, в конце 2020 года из-за коронавируса закрыл свои порты для приёма всех грузов, кроме контейнерных (лишь на днях власти КНР открыли два порта — Далянь и Циндао — для импорта дальневосточного минтая). В результате промысловики увеличили поставки на внутренний рынок и диверсифицировали экспорт.

При этом, отметим, динамика Порта Санкт-Петербург не отличается резкими колебаниями. Его общий грузооборот в 2021 году увеличился на обычные 4% — до 62 млн тонн. Рост по отдельным видам наиболее значимых по объемам грузов также демонстрирует стандартную динамику: генеральных — на 13%, навалочных — на 9%, нефтепродуктов — на 1%, а контейнерные грузы и вовсе продемонстрировали снижение на 2%.

Повтор публикации от 20.01.2022

Авторы