Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Мы видели, как на наших глазах создается рукотворный кризис»

Гендиректор «Марвела» — о дефиците гаджетов, «рукотворном кризисе» и нестандартном управлении
Фото: Пресс-служба "Марвела"
Фото: Пресс-служба "Марвела"

Оптовые поставки компьютерной техники — отрасль, попавшая под двойной удар: помимо общих для всех проблем внезапного карантина и «коронакризиса», она испытала стресс из-за сложностей поставок из Китая, ставшего первым очагом пандемии. Коллапса не произошло, однако ситуация потребовала от игроков отрасли «совершенно нестандартных решений», рассказал генеральный директор «Марвел-Дистрибуции» — одного из крупнейших в России (входит в рейтинг РБК 500) поставщиков ИТ-оборудования и ИТ-решений — Алексей Мельников. В интервью РБК Петербург Мельников говорит о больших переменах на внешних рынках и реакциях на форс-мажор внутри компании, а также о том, переживает ли «цифровой скачок» российская экономика.

«ДО СИХ ПОР ПРОДАЕМ СМАРТФОНЫ С КОЛЕС»

— Стало ли «закрытие» Китая форс-мажором для вашей отрасли?

— Большой неожиданностью стал дефицит некоторых товаров, например, персональных компьютеров, ноутбуков и смартфонов. Это стало следствием того, что Китай на какое-то время останавливал их производство. Остановка, впрочем, была краткосрочной, но практически в это же время в России начался массовый переход работников и учеников на удаленку. Эти две разнонаправленные тенденции породили существенный дефицит товаров в торговле, особенно смартфонов, как главного средства коммуникации в период коронавирусных ограничений. Даже сейчас мы продаем смартфоны «с колес» — склады не успевают наполняться.

— К остановке производства в Китае весной добавились проблемы на рынке грузоперевозок — как вы с ними справлялись?

— Для нас они существенной роли не сыграли. Были, конечно, задержки с поставками, но небольшие — фуры проезжали границу с Китаем за день-два вместо получаса. Но для нашего рынка это не критично. Были срывы сроков поставок самолетами и кораблями — из-за локдаунов в разных странах останавливалась погрузка в аэропортах и морских портах. Это повысило стоимость перевозки срочных грузов. Но такие перебои продолжались не долго, ситуация нормализовалась достаточно быстро.

— Почувствовала ли ваша отрасль, а значит и ваши клиенты, начало мирового экономического кризиса в прошлом году, до пандемии COVID-19? Об этом сейчас много говорят экономисты.

— С одной стороны, в 2019 году наш рынок рос с ожидаемой умеренной динамикой. А это означает, что не было особых проблем и у наших партнеров, работающих с заказчиками из самых разных отраслей — ритейла, промышленности, банков и т.д. Только в I и II кварталах было значительное сокращение спроса. В IV квартале спрос рос настолько сильно, что смог покрыть серьезное отставание от плана продаж с начала года, и по итогам года мы увеличили выручку на 12% к 2018 году,.

С другой стороны, мы чувствовали, что ситуация на мировых рынках меняется и не в лучшую сторону. Главным фактором я считаю даже не объективную цикличность мировой конъюнктуры, о которой говорят эксперты, а меры правительства США, которое в нарушение всех общепринятых норм — правил ООН, ВТО, Всемирного банка, МВФ и др. — изменило правила игры, процессы взаимодействия в мировой экономике. Американцы начали давить на бизнес с целью принудить его к отказу от сотрудничества с компаниями и странами, которые им не нравятся. Это началось несколько лет назад и в 2019 году привело к серьезному нарушению установившихся связей в мировом бизнесе. Сильнее всего это затронуло, конечно, китайские компании — главных мировых производителей электроники.

— Какую роль в развитии этих процессов сыграл коронавирус?

— Мы чувствовали, что накапливающиеся проблемы рано или поздно приведут к глобальному кризису, причем к рукотворному. Это важно, потому что все предыдущие кризисы были вызваны в значительной мере закономерными макроэкономическими причинами. И коронавирус сыграл роль катализатора назревавшей негативной тенденции.

«Мы чувствовали, что накапливающиеся проблемы рано или поздно приведут к глобальному кризису, причем к рукотворному».

«КОГДА ЗАКРЫВАЕТСЯ РЕСТОРАН — НЕ ЗАКУПАЕТСЯ НИЧЕГО»

— Как кризис изменил ваш рынок? Как изменился спрос — ведь доходы потребителей падают?

— Общий объем спроса в России на нашем рынке не сократился, а даже вырос. Но появились существенные структурные различия и во многом они сохраняются. Какие-то сегменты упали, но другие заметно росли. Например, спрос на персональные компьютеры и ноутбуки с началом пандемии в России стал активно расти.

Кстати, в странах СНГ, где мы тоже работаем, ситуация на нашем рынке была заметно хуже, чем в России. Там и локдаун был более жестким, и, что самое главное, сильно сократился денежный поток от граждан этих стран, работающих в России. Доля таких доходов в СНГ велика — порядка 30%!

— Расскажите подробнее о структурных изменениях спроса.

— В Москве некоторое время стояли все стройки. Соответственно, туда перестали поставляться строительные материалы, у их производителей возникли финансовые проблемы, и производители заморозили свои инвестиционные программы в ИТ. Как, собственно, и крупные строительные компании, до этого занимавшиеся оцифровкой своих процессов.

Все они перестали покупать ИТ-оборудование — мы это сразу почувствовали.

Однако у инфраструктурных, производственных компаний, организаций сферы услуг — обратная ситуация. Карантин и переход на удаленку заставил эти сектора энергично внедрять онлайн-технологии, призванные обеспечивать устойчивость процессов. А значит, закупать соответствующую технику. И спрос в этих отраслях начал серьезно расти.

На некоторое время встали продажи малому бизнесу. Причины понятны — например, не открывается новое кафе или ресторан, значит, не закупается ничего — начиная от сетевого оборудования и систем видеонаблюдения до мультимедийных панелей, на которых посетителям показывают меню и какие-то развлекательные ролики.

— Но оборот на вашем рынке в целом вырос — за счет чего?

— Массовый переход на удаленку стал определяющим трендом. Торговля различным ИТ-оборудованием — от смартфонов до серверов — выросла вся.

«ПАНДЕМИЯ РАЗВЕЯЛА СОМНЕНИЯ»

— Продажи оргтехники говорят о реальном уровне цифровизации экономики так же, как потребление электричества — о реальном объеме производства. Поэтому вы точно знаете, произошел ли «цифровой скачок» отечественных компаний во время пандемии.

— Да, я это подтверждаю. Закупки ИТ-оборудования для компаний заметно увеличились. На это пандемия повлияла не только напрямую, в виде всеобщего перехода на удаленку, но и косвенно, психологически. Не секрет, что до последнего времени цифровизация тормозилась, помимо прочего, разного рода опасениями, неверием в нее людей, принимающих финансовые решения. Пандемия во многом развеяла эти сомнения, и сомневающимся стало очевидно, что цифровизация — это необходимое и даже жизненно важное дело. И в нее пошли деньги, в том числе государственные, благо у нынешнего правительства политическая воля на это есть.

«До последнего времени цифровизация тормозилась, помимо прочего, разного рода опасениями, неверием в нее людей, принимающих финансовые решения. Пандемия во многом развеяла эти сомнения».

— Как долго, по вашей оценке, сохранится высокий спрос на вашем рынке?

— Я думаю, что дефицит гаджетов продлится еще месяца два. Потом ситуация на какое-то время стабилизируется, но после этого нас догонит снижение платежеспособности потребителей и, соответственно, падение спроса. Ограничения на работу организаций влияют на доходы граждан, особенно занятых в сфере услуг.

Впрочем, мы рассчитываем на то, что не сократится, а может и вовсе продолжит расти спрос в корпоративном секторе — потому что всерьез начавшуюся цифровизацию уже не остановить, нужно продолжать закупки оборудования, в том числе для дистанционной работы сотрудников. Это ноутбуки, компактные многофункциональные устройства (сканеры с принтерами), видеоконференцсвязь, оборудование для построения корпоративной сети, хранения и обработки данных — спрос на все это по крайней мере некоторое время будет находиться на уровне пиковых значений. Да и потом он вряд ли сильно упадет — просто снизятся темпы роста.

«ПРИВЫЧНЫЕ МЕТОДЫ НЕ РАБОТАЛИ ВООБЩЕ»

— Экономический результат у вас будет положительным?

— Да, наши обороты по итогам прошедшего периода 2020 года не упали, а даже увеличились. Маржа, конечно, снизилась, но не критично — мы по-прежнему в прибыли.

— Какие стандартные методы управления во время кризиса не работали и почему?

— Привычные методы организации работы в нашем бизнесе не работали вообще. Нам, как и абсолютному большинству компаний практически во всех отраслях, пришлось перевести сотрудников на удаленку и научится работать в таком режиме. Понятно, что для этого пришлось радикально поменять многие бизнес-процессы.

Пришлось перестроить работу управления продажами — организация дистанционного взаимодействия коммерсантов стала для нас хорошим вызовом. Весь бэк- и миддл-офис перешел в дистанционный режим. Это значительная часть персонала, и реорганизация их работы далась нам нелегко, как, впрочем, и многим другим компаниям. Да и с персоналом складов тоже все было не просто — надо было минимизировать количество людей в сменах, ограничить допуск водителей и экспедиторов на территории складов и т.д. И следить, чтобы эти ограничения соблюдались. Нужно было организовать резервные смены сотрудников для оперативной замены тех, кто мог заболеть. Этот механизм нам реально понадобился, поскольку 5-6% нашего персонала переболело коронавирусом. В этом году риск-менеджмент вообще приобрел особенно важное значение.

Все решения, которые мы принимали в связи с такой перестройкой, были для нас абсолютно нестандартными, потому что такого опыта ни у кого раньше не было. Но мы, в общем, справились.

— А в отношении с контрагентами приходилось ли вам принимать нестандартные решения?

— Было и такое. В частности, нам пришлось работать в ситуации, когда кредитные линии со стороны производителей были закрыты, либо ограничены, а наши партнеры просили большую отсрочку. Из-за этого у нас возник риск ликвидности. Какое именно решение мы нашли, я не скажу (это коммерческая тайна), но, например, для малого бизнеса, торгующего в розницу закупленной у нас продукцией, мы применили специальную программу рассрочки — предоставили им каникулы по части долга при условии продолжения ими своей деятельности. Такой механизм устроил всех.

«Нам пришлось работать в ситуации, когда кредитные линии со стороны производителей были закрыты, либо ограничены, а наши партнеры просили большую отсрочку».

— Вы останавливали работу, сокращали персонал?

— Нет. Мы не останавливались ни на минуту и даже в самый тяжелый период полностью выплачивали зарплаты. Не только зарплаты, но даже заработанные ранее премии — выплачивали всем сотрудникам, включая временно не работавших (их оказалось около 10%) в апреле и в первой половине мая, когда спрос драматически упал.

«ПРОСИЛИ ТОЛЬКО НЕ ЗАПРЕЩАТЬ НАМ РАБОТАТЬ»

— Помощь от государства вы получили?

— Нет. Во-первых, наша отрасль, оптовая торговля, не относится к числу пострадавших. У нас была, в принципе, возможность добиться включения нашей компании в список системообразующих, поскольку компания достаточно крупная и обеспечивает бесперебойную работу стратегических предприятий (например, Сбербанк, ВТБ и др.), которые мы обеспечиваем критической IT-инфраструктурой. Но мы посчитали неэтичным настаивать, поскольку наш рынок находился в гораздо лучшем положении, чем многие другие и мы работали с прибылью. Финансовой помощи от государства мы не просили — мы просили только не запрещать нам работать.

Зато, мы, наоборот, сами оказывали государству посильную помощь. В Петербурге мы передали региональным властям 3670 планшетов — все, что было в тот момент на наших складах — для детей малоимущих семей, чтобы обеспечить их дистанционное обучение. В Москве бесплатно передали мэрии 1,5 тысячи смартфонов для организации дистанционного мониторинга граждан и около 1 тысячи — в Петербурге. Для одной из петербургских больниц нашли, закупили и безвозмездно передали необходимое ей медоборудование.

Я считаю, что поскольку на общем экономическом фоне наша отрасль выглядит вполне успешной, то мы должны проявлять большую социальную ответственность, чем те компании, которым повезло меньше, чем нам.

Повтор публикации от 19.11.2020

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 23 апреля
EUR ЦБ: 99,36 (-0,21)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
Курс доллара на 23 апреля
USD ЦБ: 93,25 (-0,19)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
«Может стать историей роста». Стоит ли участвовать в IPO МТС-банка Pro, 09:38
Матвиенко заявила о заготовленном ответе на изъятие замороженных активов Политика, 09:38
Почему наличие спортивных площадок рядом с домом стало популярно РБК и ПИК, 09:34
В число главных страхов россиян вошли теракты, аварии и нашествие мышей Общество, 09:31
В Тюменской области сообщили о повышении уровня рек Тобол и Ишим Общество, 09:20
Россиянам посоветовали судиться с Turkish Airlines из-за отказа в полете Общество, 09:16
Росреестр назвал лидера среди округов Москвы по сделкам с жильем Недвижимость, 09:15
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В АТОР назвали страны, куда россияне могут поехать без загранпаспорта Общество, 09:13
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить Pro, 09:08
Российский форвард «Каролины» сделал две передачи в матче плей-офф НХЛ Спорт, 09:07
Ефимов рассказал о планах редевелопмента двух участков в Южном Бутово Город, 09:06
Бизнес попросил оставить маркетплейсам право брать плату за возврат Технологии и медиа, 09:02
FT предупредила о последствиях закрытия лазейки в санкциях против России Политика, 08:57
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:48